Торговая недвижимость Москвы. Второй квартал

03.08.2016

Во II квартале предложение на рынке торговой недвижимости Москвы выросло на 2 процента

Торговая недвижимость Москвы

Столичный рынок торговой недвижимости значительно сбавил обороты, но, тем не менее, за II квартал 2016 года в Москве начали работу 3 новых ТЦ, а предложение выросло на 2%. До конца года, по прогнозам департамента маркетинга и консалтинга NAI Becar, в столице планируется ввести еще порядка 600 тыс. кв. м, а это ознаменует новый виток роста уровня вакансии, который по итогам I полугодия 2016 года превысил 11%.

В апреле-июне в Москве было введено около 116 тыс. кв. м GLA или почти 324 тыс. кв. м GBA качественных торговых площадей, благодаря чему объем предложения на московском рынке превысил 6 млн кв. м. Ввод II квартала почти в 2,4 раза превысил аналогичный показатель первых трех месяцев года и в 1,8 раза – II квартала 2015 года. В целом за I полугодие 2016 года рынок пополнился 165 тыс. кв. м арендопригодных площадей, что составляет порядка 46% от прогнозируемого годового показателя. В сравнении с I полугодием 2015 года эти показатели оказались ниже на 51%.
Новые открытия: II квартал 2016 года

Во II квартале были открыты три торговых комплекса совокупной арендопригодной площадью

около 116 тыс. кв. м. Наиболее крупным за все I полугодие открытием стал ТРЦ «Ривьера» площадью 100 тыс. кв. м девелопера ГК «Хорус». В числе якорных арендаторов комплекса: «АШАН Сити», Мебельный центр «MOD Мебель», «Детский мир», «М.Видео», «Синема Парк», веревочный парк «Панда Парк», детский город профессий «КидБург». На момент открытия заполняемость торгового центра оценивалась на уровне 75%.

Еще одно интересное открытие, которое невозможно причислить к вводу новых торговых центов, но в тоже время, нельзя обойти стороной – это открытие в Красногорске уникального ТЦ Box City компании Crocus Group. Это принципиально новый и поэтому очень интересный для России формат – 20 поставленных друг на друга судовых контейнеров будут в теплое время года, то есть в течение 4-5 месяцев, служить площадкой для ритейла. Это тестовый проект, но девелопер уже планирует открыть еще два аналогичных ТЦ в московских парках. «Данный формат стартовал в 2011 г. – хрестоматийным примером может служить сетевой проект BOX Park в Лондоне – на этой площадке доминируют небольшие фэшн-ритейлеры, кафе и фаст-фуд (всего порядка 60 операторов), круглогодично проводятся различные мероприятия», — отмечает директор департамента консалтинга NAI Becar Анна Данченок.
Покупательская активность и активность ритейлеров

Покупательскую активность эксперты во II квартале 2016 года оценили как низкую. Несмотря на то, что официальный уровень инфляции в России за первое полугодие 2016 года составил 3,30% и согласно результатам исследования Банка России, инфляционные ожидания населения в июне 2016 года стабилизировались, потребители все более пессимистично оценивают соотношения роста доходов и цен. На этом фоне большинство жителей России откладывают траты, в том числе и крупные покупки. По данным Shopping Index™ компании Watcom Data Consulting, с конца мая 2016 года еженедельная посещаемость торговых центров площадью 40-80 тыс. кв. м оказалась несколько выше показателей аналогичного периода 2015 года. А вот посещаемость крупных ТЦ площадью свыше 80 тыс. кв. м продолжала снижаться.

Что касается активности ритейлеров, то, несмотря на общую стагнацию рынка, за прошедший квартал было отмечено несколько крупных открытий в действующих торговых центрах. Среди новых арендаторов, начавших работу в торговых центрах Москвы во II квартале 2016 года: парк развлечений «Клаустрофобия» (1,5 тыс. кв. м) и флагманский магазин сети «Леонардо» (1 тыс. кв. м) в ТРЦ «Авиапарк»; первый в России чайный бутик Newby London в «Афимолл Сити»; первые магазины молодежного бренда дома мод Giorgio Armani – Armani Exchange в «МЕГА Теплый стан», «Авиапарк», «Avenue South-West» и «МЕГА Химки»; первый монобрендовый магазин португальского фэшн-бренда Lion of Porches также в «Авиапарке».

Наиболее же крупные сделки отчетного периода касались еще не открывшихся магазинов. Лидером и, безусловно, крупным договором в любые, не только в кризисные времена, стал договор аренды 13,5 тыс. кв. м между ТРЦ «Бутово Молл», открытие которого запланировано на III квартал 2016 года, и новым якорным арендатором комплекса – продуктовым гипермаркетом «Лента».

Далее по мере убывания арендованных площадей следуют еще несколько крупных сделок. Так, компания Inditex S.A. арендовала 7,8 тыс. кв. м в ТРЦ «Ривьера» под магазины группы своих брендов: Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Bershka и Pull&Bear. Состоялось подписание договора аренды между ТЦ «Ритейл Парк» и компанией «АШАН Ритейл Россия», согласно которому на площади 6 тыс. кв. м в ТЦ разместится «АШАН Сити».

Польская компания LPP Group арендовала более 4 тыс. кв. м в ТРЦ «Авиапарк» для размещения 6 своих магазинов: «Reserved», «ReKids», «MOHITO», «House», «Cropp» и «SiNSA». И, наконец, торговая сеть «Перекресток» подписала договор с ТЦ «Солнцево-Парк», который готовится к открытию до конца 2016 года, на 2,7 тыс. кв. м.

Несмотря на ряд сделок, вакансия в торговых центрах Москвы продолжала расти, опережающими ввод темпами. На конец отчетного периода она составила 11,1%, увеличившись на 4% относительно I квартала 2016 года.
Цены

Неудивительно, что на рост вакансии управляющим пришлось отвечать снижением ставок аренды. По словам директора департамента брокериджа NAI Becar Ильи Фокина, за апрель-июнь средняя арендная ставка для торговой галереи уменьшилась еще на 2% и составила 40,5 тыс. рублей за 1 кв. м в год, причем снизилось не только среднее значение, но и нижняя, и верхняя границы ценового диапазона. В тоже время коммерческие условия для якорных арендаторов не претерпели существенных изменений.
Планы развития рынка

I полугодием 2016 года не была исчерпана девелоперская и инвестиционная активность на рынке торговой недвижимости Москвы. Если во II квартале в сегменте состоялась только одна транзакция – швейцарский фонд ITD Properties приобрел свой первый в России объект – ТЦ «Торговый квартал» площадью 31 тыс. кв. м в подмосковном Домодедово, то, по данным аналитиков, фонд под управлением Morgan Stanley рассматривает возможность приобретения целого ряда московских торговых центров, среди которых ТРЦ «Columbus», ТРК «Атриум», ТРЦ «Ривьера» и ТРЦ «Красный кит».

Если говорить о планах нового строительства, то до конца 2016 года планируется открытие еще нескольких крупных торговых центров, которые в общей сложности увеличат предложение в Москве еще на 600 тыс. кв. м торговых площадей. Кроме того, заявлены новые планы по строительству в ближайшие 1-2 года. В частности, ГЗК Москвы одобрила проект ГПЗУ торгового центра на Каширском шоссе площадью 25 тыс. кв. м на месте здания завода. Также 4-этажный ТЦ площадью 20 тыс. кв. м планируется возвести на одной из центральных улиц столицы, ул. Земляной Вал. «Леруа Мерлен» получил разрешение на строительство магазина площадью 17,5 тыс. кв. м в Новой Москве. «Иммошан Россия» приступила к разработке проекта ТРЦ «Акварель» общей площадью 130 тыс. кв. м, который планируется построить в подмосковном Пушкино.

Новый ввод, по оценкам NAI Becar, еще повысит уровень вакансии в московских ТРЦ, если только экономика, а с ней и покупательская активность не покажут взрывного роста.

Источник: www.bpn.ru Большой портал недвижимости

print