ТПУ — начало

08.02.2017

Столица начинает вязать узлы. До конца года планируется подготовить документацию по всем ТПУ
Столица начинает вязать

Создание в городе транспортно-пересадочных узлов вступило в активную фазу. На коллегии стройкомплекса мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что программу, которая долгое время оставалась лишь на бумаге, удалось перевести в практическую плоскость. На данный момент определены инвесторы по 12 ТПУ, еще 18 объектов выставят на торги в 2017 году. При этом все проекты выносятся на обсуждение с жителями, замечания и предложения которых учитываются при разработке документации.

О программе строительства в Москве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) городские власти заявили еще около пяти лет назад, однако по разным причинам приступить к реализации масштабных планов не удавалось. Поэтому стройкомплекс города подвергался критике со стороны градоначальника.

На состоявшейся на прошлой неделе коллегии стройкомплекса заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил: «Сергей Собянин достаточно много критиковал нас за то, что мы долго не могли эту программу раскачать, наконец по итогам 2016 года можем совершенно точно сказать, что она встала на рельсы».

Признал этот факт и сам мэр: «В практическую плоскость перешли проекты строительства транспортно-пересадочных узлов. По результатам конкурса по 12 ТПУ определены победители. На четырех из них в 2016 году уже начаты работы. В 2017 году планируем выставить на торги еще 18 транспортно-пересадочных узлов с достаточно большим потенциалом строительства недвижимости». Среди них, как пояснил заместитель гендиректора компании «Мосинжпроект» Альберт Суниев, ТПУ «Тимирязевская», «Юго-Восточная», «Некрасовка», «Улица Дмитриевского», «Пятницкое шоссе», «Кленовый бульвар», «Технопарк», «Терешково», «Нагатинская» и «Хорошевская». В рамках этих проектов предполагается строительство 470,2 тыс. кв. метров жилья, около 160 тыс. кв. метров торговых площадей, примерно 30 тыс. кв. метров офисов и большое количество парковок.

По информации стройкомплекса города, на данный момент в работе находится 163 транспортно-пересадочных узла. «Уже 78 ТПУ прошли публичные слушания. На 54 ТПУ мы занимаемся проектированием и строительством», – отметил Марат Хуснуллин. Обсуждения с жителями по ряду объектов состоялись накануне коллегии стройкомплекса – это ТПУ «Ховрино», «Юго-Восточная», «Парк Победы», «Люблино», «Тропарево» и другие.

Проект ТПУ «Юго-Восточная» обсуждался в конце января и получил одобрение местных жителей, а чуть ранее его поддержали районные депутаты. Замечания и предложения проектировщики пообещали учесть при дальнейшей разработке проекта. ТПУ появится на базе будущей одноименной станции метро новой Кожуховской линии, на пересечении улиц Ферганской и Ташкентской. Как отметил Евгений Изотов, руководитель программы дирекции по развитию транспортно-пересадочных узлов ООО «Мосинжинвест», в ходе работ остановки наземного транспорта оснастят навесами, скамейками, установят освещение. Для автомобилистов предусмотрены подземный и плоскостной паркинги на 580 машино-мест.

Проект ТПУ «Юго-Восточная» называют одним из самых социально ориентированных. Узел не включает в себя жилую застройку и предусматривает целый ряд решений по благоустройству и озеленению территории, созданию рекреационного пространства (общая площадь озеленения составит около 4 га). В рамках ТПУ будут благоустроены два сквера. Площадь одного из них, расположенного между Ферганской улицей и Ташкентским переулком, планируется увеличить на 0,5 га. «Там установят малые архитектурные формы, в том числе фонтаны, создадут комфортные условия для прогулок и отдыха», – рассказал Евгений Изотов. По просьбам жителей проектировщикам дано поручение предусмотреть также расположение летней эстрады.

В рамках строительства ТПУ планируется провести реконструкцию кинотеатра «Волгоград», в котором предполагается сохранить изначальную функцию и дополнить новыми объектами. Так, в здании появятся физкультурно-оздоровительный комплекс, магазины, объекты соцкультбыта. Также в ходе публичных слушаний местные жители попросили организовать в ТПУ многофункциональный центр оказания госуслуг, чтобы оформить необходимые документы можно было на выходе из метро.

Сразу в двух районах – Ховрино и Западное Дегунино – прошли публичные слушания по проекту планировки ТПУ «Ховрино», который появится на базе строящейся станции метрополитена Замоскворецкой линии. В его составе разместятся кассы и зал ожидания для пассажиров городских и междугородных, а также международных автобусов (здесь будет конечная станция для автобусов, отъезжающих в Финляндию).

В прилегающем к ТПУ многофункциональном комплексе разместятся предприятия сопутствующей торговли и услуг. Это позволит местным жителям совершать необходимые покупки во время пересадки с одного вида транспорта на другой.

Одним из главных плюсов проекта для местных жителей станет предусмотренный в составе ТПУ надземный крытый пешеходный переход через железную дорогу, который соединит районы Ховрино и Западное Дегунино. Для удобства автомобилистов появятся перехватывающие парковки на 500 машино-мест.

Также будут построены два жилых комплекса и апартаменты, объекты общественного назначения и два детских сада.

Местные жители, присутствовавшие на собраниях участников публичных слушаний, проект ТПУ в целом поддержали. Опасение у жителей вызвала сохранность Химкинского лесопарка. Проектировщики подчеркнули, что Химкинский лес в рамках проекта ТПУ затронут не будет – наоборот, озелененных пространств станет больше, а благоустроенная территория вокруг ТПУ станет фактически «воротами» для тех, кто приедет погулять в лесопарк.

Проект ТПУ «Тропарево» обсудили с жителями районов Тропарево-Никулино и Теплый Стан. Как рассказал руководитель программы дирекции по развитию ТПУ компании «Мосинжинвест» Дмитрий Чуприс, чтобы пересадки между разными видами транспорта стали более удобными, остановки автобусов и маршруток, расположенные на дублере Ленинского проспекта, перенесут ближе к выходам из метро, создадут дополнительные остановочные пункты, увеличат зону остановок и сделают ее более комфортной для пассажиров.

В рамках строительства технологической части ТПУ над выходами из метро возведут два четырехэтажных здания с консольной частью – многофункциональные комплексы. Здесь разместятся залы ожидания, билетные кассы, а также сопутствующая социальная инфраструктура: медицинский пункт, пункт охраны общественного порядка, комната матери и ребенка, санузел, объекты торговли и услуг – продуктовые магазины, аптека и т.п. От местных жителей прозвучали пожелания разместить в составе многофункционального центра отделение Сбербанка.

Отличительной особенностью нового проекта ТПУ станет предлагаемая в проекте уникальная для Москвы технология накрытия отстойно-разворотной площадки, которая успешно применяется при строительстве ТПУ во всем мире (Сингапур, Токио, Нью-Йорк, Берлин). Наиболее интересным примером является станция «Тин Хау» в Гонконге. В рамках единого объекта построены станция метрополитена, автобусный терминал и многоэтажный жилой комплекс.

В ходе обсуждения проекта местные жители выразили пожелание увеличить количество автобусов, следующих по улице Академика Анохина. Как подчеркнул инженер ГУП НИиПИ Генплана Москвы Павел Немов, создаваемая в рамках ТПУ инфраструктура позволит добавить маршруты или уменьшить интервал движения автобусов.

По словам Марата Хуснуллина, власти Москвы ставят задачу до конца этого года полностью завершить работу над градостроительной документацией на все транспортно-пересадочные узлы. «Сейчас идет проектирование, департамент городского имущества ведет колоссальную работу по вопросам земельно-имущественных отношений, по подготовке документации», – отметил глава стройкомплекса. По его словам, потенциал развития территории вокруг ТПУ составляет порядка 14 млн кв. метров различной недвижимости.

МАКСИМ КЛИНСКИЙ

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print