У Москвы довольно высокие результаты в отношении доступности социальной и досуговой инфраструктуры, общественного транспорта

Город не эгоист

Интересом внимания PwC, как объяснила партнер компании Екатерина Шапочка, стали 180 городов мира, состояние которых было проанализировано по 160 показателям. В их числе оказались такие, как физическая доступность инфраструктуры, финансовая доступность городских услуг, их дефицит или, наоборот, высокая достаточность. Использовались и опросы населения в 14 городах. Также учитывалось и экологическое состояние мегаполисов.

Исследование показало, что, как правило, города развиваются по четырем типам сценариев: как города-аскеты, эгоисты, альтруисты и гедонисты. Первая группа – города-аскеты – использует текущие ресурсы по минимуму. Они малокомфортны для жителей, для них городская среда не слишком доступна и открыта. Города-эгоисты отличаются тем, что потребляют большое количество ресурсов, но предоставляют городские услуги и объекты очень дозированно. Города-гедонисты характеризуются высоким уровнем развития городской инфраструктуры и в то же время высоким потреблением ресурсов. Высшая планка принадлежит городам-альтруистам. Они хорошо развиты инфраструктурно, их объекты и услуги широко доступны. А ресурсы они используют разумно и экономично.

Примером аскетизма является Гонконг, примерами городов-эгоистов – Шанхай, Сан-Паулу, Токио. Города-гедонисты – Чикаго и Сеул. А Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Москва, Шанхай и Токио занимают высшую позицию – городов-альтруистов. Есть и смешанные варианты. Например, особую позицию занял Нью-Йорк, он оказался лидером по всем направлениям.

«У Москвы довольно высокие результаты в отношении доступности социальной и досуговой инфраструктуры, общественного транспорта. Есть области для развития в плане достаточности и финансовой доступности жилого строительства и аренды. Но есть проблемы с точки зрения размещения зон экономической активности. Пока наблюдается большая концентрация в определенных частях города, а для населения это приводит к значительным затратам времени в пути на работу», – отметила Екатерина Шапочка.

Свои размышления на этот счет высказал на форуме также руководитель департамента градостроительной политики Андрей Бочкарёв. Он считает, что Москва развивается гармонично. Столицу России, на его взгляд, можно отнести к разряду сбалансированных альтруистов. Семь лет назад перед командой Сергея Собянина встала непростая задача – исправить транспортный перекос и сместить места приложения труда из центра, что соответствует принципу полицентричного формирования городской среды. Эти задачи успешно решаются. Ежегодно столица вкладывает в развитие подземного и наземного транспорта 7–10 млрд долларов США. За этот период удалось переломить ситуацию с транспортным дисбалансом. Создаются новые привлекательные деловые и досуговые центры – парки, скверы, культурные учреждения во всех частях города, который использует для этого все свои возможности. Если это считать эгоизмом, с иронией отметил Бочкарёв, то этот эгоизм оборачивается плюсом не только для жителей, но и для туристов и гостей города.

Своими наблюдениями поделились также иностранные гости. Маркус Шефер, глава бюро Hosoya Schaefer Architects, рассказал о развитии разных мировых центров – Токио и Цюриха. По его словам, жизнь всегда идет за инфраструктурой. Привлекательность отдаленных от центра районов Токио власти повышали за счет прокладки рельсового транспорта и открытия торговых центров. Иногда это были объекты совмещенных функций, например, ТПУ. В Цюрихе потребовался другой подход. Город, как и вся страна, включает множество поселений разного типа. Развитие страны потребовало создания удобных связок между ними. Сейчас многим странам мира приходится оживлять районы промышленных центров, причем даже действующих, делать привлекательными территории аэропортов, которые ранее рассматривались исключительно как транспортные объекты, не более того. И для этого существует множество урбанистических приемов.

Вини Маас, архитектор из Голландии, представляющий бюро MVRDV, показал, как активно компания использует принцип смешанной функциональности в жилой застройке Роттердама. Огромное полукруглое жилое здание в виде арки, спроектированное компанией, было сдано как жилой объект для обычных людей, семей с детьми. Дом-арка активно расцвечен, его фасад сочетает как прозрачные поверхности, так и яркие колористические панели с изображением цветов. Внутри этого здания открыты торговые ряды. Это придает всей территории динамику и живость. Человеку важно быть вовлеченным в течение жизни, видеть ее и участвовать в ней, убежден градостроитель.

Ирина Зайцева

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»