Укладчик тротуарной плитки

08.06.2016

Новая технология — укладчик тротуарной плитки платформенного типа

Укладчик плитки

Для проведения большинства дорожных работ в настоящее время существует своя машина. Она делает работу либо быстрее, либо качественнее, либо дешевле (в целом на единицу продукции), чем ручной труд. Для некоторых видов работ машина вообще единственный способ их выполнить. К примеру, разгрузка бетонных плит руками выглядит сомнительной процедурой.

В тех случаях, когда есть альтернативная возможность избежать покупки дорогостоящей техники за счет использования ручного труда, собственники бизнеса чаще всего предпочитают его из экономических соображений. К таким работам относится укладка тротуарной плитки.

Сегодня, как и сотни лет назад, плитку укладывают преимущественно руками. А ведь уже десять лет как появилась машина, из которой тротуар «вырастает» как бы сам собой.

Эту революционную технологию разработала голландская фирма Vanku. Машина получила название Tiger-stone и осуществляла укладку 6-метровой дорожки за один проход. Укладчик представлял собой машину на гусеничном ходу с бункером, из которого рабочие, стоящие на ступени за корпусом, перекладывали брусчатку из бункера на платформу.

Возникший в Европе интерес к таким тротуароукладчикам поддерживался не только высокой стоимостью ручного труда, но и появлением похожих машин от других производителей, с другой шириной укладки и более низкой ценой. Так, появились модели с шириной укладки в 4, а затем и 2 метра.

Нам удалось найти трех производителей таких машин с европейскими корнями и их азиатских конкурентов со схожими характеристиками.

При идеальных условиях и работе исключительно по прямой эти машины теоретически могли бы уложить почти 2 км плитки за одну рабочую смену. Однако производители декларируют другие цифры – 200, 300, 500… максимум 800 м2, что больше соответствует реалиям из-за специфики работы.

Оборудование недешевое, а в условиях безработицы, снижения стоимости ручного труда и колебаний курса рубля по отношению к валютам его приобретение и использование в России стало якобы нерентабельным.

Мы постарались посчитать возможный срок окупаемости такой техники.
За основу были взяты следующие исходные цифры: стоимость оборудования получена от производителей или их официальных дилеров, размер оплаты труда за каждый уложенный квадратный метр на готовое основание получен от подрядных организаций из разных регионов РФ (при разбросе от 100 до 400 руб. было выбрано среднее значение в 200 руб.), производительность труда совпала у разных подрядных организаций и составила 25-30 м2 за смену. Для расчета эффективности были использованы паспортные данные производителей, таких как Tiger-stone, Roadprinter и Minute Road. В результате расчетов получилось, что в среднем эти машины эффективнее ручного труда в 4 раза.

Топовые (самые широкие – 6 м) версии могут уложить по 500 м2 за смену при использовании персонала из 5 человек.

При укладке вручную для такого объема потребуется не менее (500/25) 20 человек.
Экономия фонда заработной платы за смену составит (20–5=15 человек, что при средней зарплате с учетом налогов в 1500 руб. за смену) 22500 руб. С вычетом из этой суммы расходов на перевозку машины и топливных расходов экономия составит 20000 рублей за смену.

Таким образом, окупаемость оборудования произойдет через 5,6 млн. рублей (стоимость машины, курс доллара 76,4)/ 20000 рублей (экономия в день), т.е. 280 рабочих смен.

Это немаленькая цифра, но с учетом того, что укладка тротуарной плитки с 2014 года превышает 10 млн. м2 в год, она уже не кажется нереальной.

Альтернативный вариант расчета с учетом российской специфики: платить за такую работу сдельно каждому рабочему — при оплате в среднем 200 рублей каждому рабочему за квадратный метр за счет более высокой эффективности (в 4 раза!) с каждого метра экономится 0,75 (т.к. 75%-ная экономия из-за 4-кратной эффективности) * 200 рублей = 150 рублей. С вычетом 20 рублей на расходы по перевозке и электроэнергии остается 130 рублей экономии с каждого квадратного метра.

И так окупаемость наступит через (5,6 млн. руб. (стоимость машины при курсе доллара 76,4)/130 руб./м) 43076 м2 выполненных заказов. При полной загрузке это произойдет через (43076/500) = 86 смен.
Резюме: такое оборудование реально окупить даже за один сезон.

По результатам обсчета по такой же схеме цифры окупаемости на менее дорогие узкие модели (2-метровые) получились 15000 м2 и 94 смен.

Как видно, данная технология укладки неспроста стала популярной в Европе и Азии.

Очевидно, что востребованность данного оборудования упирается только в наличие крупных заказов (от 15000 м2 в сезон). А недостаточная информированность подрядных организаций о существовании такого оборудования и его возможностях — это укор его официальным российским дилерам. Так, нам для выяснения возможностей тротуароукладчиков не сразу удалось найти официальных дилеров через поисковые системы. Но надеемся, что это лишь вопрос времени, ведь это оборудование заслуживает внимания и должно найти своего покупателя.


Источник: 3 (119)2016 Строительная техника и технологии

print