В 2020 году вырос спрос на премиальные газовые котлы: кто и почему покупал дорогое оборудование?

В мае — июне этого года эксперты FRISQUET зафиксировали резкое увеличение интереса к газовым котлам для отопления и горячего водоснабжения частных домов: число запросов выросло на 15 % по отношению к марту — апрелю. Высокая активность потребителей наблюдалась на протяжении второго и третьего кварталов и лишь к концу года пошла на спад, что характерно для зимнего периода. Всплеск интереса к отопительному оборудованию совпал с пиком на рынке загородного жилья: в третьем квартале спрос на него вырос на 49 % (по информации «Авито недвижимость»).

По данным дилеров отопительного оборудования, в этом году особое внимание потребители уделяли именно премиальным газовым котлам. Это соответствует общим трендам: в третьем квартале россияне приобрели вдвое больше премиум-товаров, чем год назад.

«Самоизоляция и дистанционная работа заставили многих пересмотреть свой подход к комфорту. Например, сейчас потребители обращают внимание на возможность обеспечить многозональное отопление: в кухне одна температура, в жилых комнатах — другая. А это уже совсем иной уровень оборудования. Спрос на премиальные газовые котлы FRISQUET со стороны частных домохозяйств в 2020 году по предварительным итогам вырос как минимум на 5 % по сравнению с прошлым годом», — рассказывает Армен Калинин, директор по экспорту компании FRISQUET.

Стоит уточнить, что спрос на котлы был крайне неоднородным с точки зрения распределения по регионам. Так, около 60 % всех заказов в 2020 году приходилось на домохозяйства в Южном федеральном округе, 20 % — на Урал и Сибирь. Москва и Санкт-Петербург обеспечили лишь скромные 15 %. Эксперты объясняют такие показатели насыщенностью рынка: эти города были лидерами спроса в предыдущие годы, и сейчас там просто нет столь высокой потребности в котлах. Зато есть необходимость в сервисном обслуживании: по данным FRISQUET, осенью количество обращений от частных домохозяйств в столичных регионах увеличилось на 3 % по сравнению с прошлым годом.

Ещё одна характерная особенность 2020 года — это переориентирование спроса на котлы меньшей мощности. Если раньше (до 2019-го включительно) самым востребованным вариантом были модели мощностью 45 кВт, то в этом году наибольшей популярностью пользовались модели мощностью 25–32 кВт, идеально подходящие для обслуживания небольших домов. Спрос на них увеличился сразу на 7 %.

Таким образом, в уходящем году изменился и типичный потребитель в премиальном сегменте газовых котлов. Прежде, по оценкам дилеров, ключевой аудиторией были состоятельные владельцы домов площадью от 400 квадратных метров. Сегодня это в том числе и семьи со средним ежемесячным достатком в размере 250–300 тысяч рублей, имеющие загородную недвижимость площадью 150–250 квадратных метров.

«Почему данная аудитория заинтересовалась премиальными котлами? На наш взгляд, это связано с тем, что подход к выбору отопительного оборудования стал более осознанным. Мы проанализировали потребительское поведение: на 23 % вырос интерес к экономичности оборудования, на 18 % — к его надёжности и качеству, на 34 % — к девайсам, которые позволяют дистанционно регулировать настройки котла и обеспечивать сервисное обслуживание без физического присутствия технического специалиста», — рассказывает Роман Гладких, технический директор FRISQUET.

Рост спроса на газовые котлы, по оценкам экспертов, продолжится: игроки рынка рассчитывают на увеличение объёмов продаж частных домохозяйств как минимум на 10 % в следующем году. Этому будут способствовать высокие темпы загородного строительства и меняющаяся модель потребительского поведения. В более отдалённой перспективе большие надежды связаны с разработанной Минэнерго концепцией газификации регионов России до 2030 года, которую в конце ноября согласовало Правительство РФ. Одно это может спровоцировать рекордный рост продаж в отопительной отрасли, в частности увеличение спроса на бытовые газовые котлы премиум-сегмента на 45–50 %.