В Москве скоро появится интереснейшая железнодорожная платформа – Варшавская Павелецкого направления

20.03.2018

Небо – территория человека. Здания, которые умели удивить

Павелецкого направления

В Москве скоро появится интереснейшая железнодорожная платформа – Варшавская Павелецкого направления. Ее планируют выполнить в духе так называемого русского авангарда, покорившего в начале прошлого столетия весь мир. Красно-белая цветовая гамма, ломаные линии, асимметричные формы… Мы же, предвкушая изумление москвичей, вспомним о других зданиях, появление которых становилось сенсацией нашего города.

Дворец для московского мавра
Больше всего за всю историю существования Москвы жителей удивил особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Он был построен в 1899 году по проекту архитектора Виктора Мазырина, известного московского мистика, уверявшего, что в первой своей инкарнации он был египтянином. За основу, однако же, взяли не египетские пирамиды, а мавританские замки.

Говорят, что когда с дома сняли леса, матушка Арсения Абрамовича, жившая по соседству, заявила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва».
Лев Толстой называл это здание глупым ненужным дворцом какому-то глупому и ненужному человеку. А герой его романа «Воскресение» Нехлюдов, проезжая мимо этого строения, обмолвился: «Да, дурацкий дом».
Был оскорблен в лучших чувствах и известный актер М. Садовский. Он откликнулся на появление этого здания четверостишием:

Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный
русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка.

Досталось, кстати, и уже упоминавшейся матери Арсения Абрамовича, Варваре Александровне Морозовой. Однажды на одном из светских раутов она спросила у собравшихся:
– Как вы думаете, какая женщина заслуживает наибольшего уважения?
На это язвительный Чехов моментально ответил:
– Та, которая умеет хорошо воспитать своих детей.
Интересно, что сегодня этот дом воспринимается вполне спокойно, даже вызывает некоторое восхищение. Видимо, в то время нравы общества были гораздо более пуританскими. В том числе и в отношении архитектуры.

«Стеклянный вокзал»
Проходит двадцать лет, и в Дорогомилове появляется еще одна архитектурная сенсация – Киевский (в то время Брянский) вокзал, выстроенный по проекту архитектора Ивана Рерберга. Необходимость в нем назрела еще до революции – первый вокзальный павильон был сделан наспех, как времянка. Он освещался керосиновыми лампами, был тесен, неудобен, весь прокопчен этими самыми лампами и постоянно служил мишенью для насмешек московских острословов.

Словом, вокзал пришелся очень кстати. Журнал «Московский архитектурный мир» писал об этом: «Вероятно, москвичи уже обратили внимание на грандиозное сооружение на месте убогого и жалкого старого вокзалишки. Брянский вокзал выдержан в стиле модернизированного москов- ского ампира и украшен громадной башней-кампаниллой… Багаж будет подаваться к подъездным путям через особые тоннели, подведенные сюда из багажного отделения. Николай Асеев посвятил вокзалу настоящий гимн: «Вот этот вокзал. Он как будто бы пешком пришел из Европы, да и остановился в Дорогомилове. Он выгнулся широкими арками, он поднял купола, он новый храм – храм движения… Высоки залы Брянского вокзала. Светлы его лампионы, вделанные в потолок. А грохот, сотрясающий стены запыхавшихся дальних поездов. А неясный говор, ропот, топот вливающейся в двери дорожной сумятицы. Эх. Это тебе не Никола на Курьих Ножках. Стеклянный вокзал».

Но больше всего поражал современников ажурный дебаркадер, выполненный по проекту инженера Владимира Шухова. Интересно, что когда спустя всего четыре года на Шаболовке выросла гораздо более эффектная Шуховская радиобашня, москвичи отнеслись к ней спокойно. Видимо, пообвыкли.

Планетарий, колумбарий…
Следующая архитектурная сенсация случилась в нашем городе в 1929 году. Это был планетарий, выстроенный по проекту Михаила Осиповича Барща. При тогдашней отнюдь не высокой московской застройке планетарий прекрасно просматривался отовсюду.

Шокировал он с двух сторон – и своим внешним видом, и своим назначением. Молодой архитектор (всего-то двадцати пяти лет от роду) выстроил нечто похожее на медресе. Ничего подобного здесь раньше не было. Купол же этого сооружения имел диаметр 30 метров.
Впечатляли и задачи, поставленные властью перед планетарием. В то время считалось, что небо – территория не человека, а Бога. Планетарий призван был разрушить этот взгляд на мироздание. Можно сказать, что главное предназначение нового со-оружения было атеистическим. В этом отношении он как бы шел бок о бок еще с одним очень модным и тоже откровенно антирелигиозным новшеством того времени – крематорием. Даже названия были похожи – планетарий, колумбарий. Многие их путали.
Владимир Маяковский написал стихотворение на этот случай. Назвал его в духе рекламы «Моссельпрома»: «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий»:

Пришел главнебзаведующий,
в делах в небесных сведущий.
Пришел, нажал и завертел
весь миллион небесных тел…

Матвеевский бублик
Казалось, после планетария москвичей ничем не удивишь. Долгое время так и было. Жители столицы спокойно пережили дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, метрополитен, сталинские высотки и хрущевские пятиэтажки.

И вдруг в 1972 году в Матвеевском выстраивают круглый дом. И не такой, как мельниковский, в два невысоких стакана. Нет, это сооружение, спроектированное архитектором Евгением Стамо и инженером Александром Маркеловым, насчитывает 10 этажей и состоит из 26 подъездов. При этом, что немаловажно, чудо-дом собран из стандартных домостроительных панелей, только соединенных под углом 6 градусов.
Ему дают кличку «дом-бублик». И, разумеется, он сразу же становится престижным. Сюда въезжают знаменитости – актер Савелий Крамаров и режиссер Эмиль Лотяну. Правда, есть проблемы с мебелью – как ни поставь, все выйдет криво.

Алексей Митрофанов

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»