В неорусском стиле: в Политехническом музее заканчивается реставрация гипсовых косичек

В Политехническом музее реставраторы завершают восстановление элемента лепного декора второй половины XIX века — гипсовых косичек. Они украшают тыльную сторону центральной лестницы на нижних этажах здания. Интересно, что эту деталь внутреннего убранства музея обнаружили совсем недавно, около года назад, под толстым слоем штукатурки. До этого момента она считалась утраченной.

Центральная лестница — своего рода визитная карточка музея. Она расположена в центральной части музея, построенного в неорусском стиле. В советское время перед проведением Олимпиады-80 здесь провели ремонт. В результате внешний вид двух первых пролетов лестницы сильно изменился. Так, гипсовые балясины перил заменили на деревянные, некоторые доломитовые ступени — на мраморные. А один из наиболее характерных элементов декора неорусского стиля — гипсовые косички — оказался под толстым слоем штукатурки.

«Элементы декора второй половины XIX века почти полвека скрывались под толстыми слоями штукатурки. При этом оказалось, что около пяти процентов поверхности орнамента было утрачено. В общей сложности протяженность орнамента “косички” превышает 200 метров, их восстанавливают прямо в центральном здании музея. В течение нескольких месяцев бригада из 20 лепщиков очищает гипсовые элементы от песчано- известковой смеси и краски. А утраченные элементы специалисты воссоздают по сохранившимся образцам. Сегодня большая часть работ по реставрации уже выполнена, полностью орнаменту вернут первозданный вид до конца весны», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Он добавил, что центральная лестница — один из самых крупных объектов реставрации в здании. Работы ведутся на площади более шести тысяч квадратных метров.

Так, в марте специалисты укрепили штукатурный слой стен площадью 1,5 тысячи квадратных метров. В полости между отслоившейся штукатуркой и стеной при помощи специальных шприцов закачивали раствор. Его состав приближен к оригинальному известково-гипсовому составу, который использовали при строительстве и отделке помещений в конце позапрошлого века.

Кроме того, продолжается реставрация ступеней лестницы. На поврежденные участки ставят специальные накладки из доломита. Он схож по составу, цвету и плотности с дореволюционным камнем. Размер одной детали — от нескольких сантиметров до 2,5 метра. Каждая накладка вытачивается на высокоточных станках во Владимирской области — там находится месторождение доломита. Затем эти детали мастера вручную устанавливают на поврежденных участках.

Московский политехнический музей — один из старейших научно-технических музеев мира. Он расположен по адресу: Новая площадь, дом 3/4 и является объектом культурного наследия регионального и федерального значения. Строительство Политехнического музея началось в конце XIX и завершилось в начале XX века. Так, центральная часть здания была построена в 1875–1877 годах по проекту архитектора И.А. Монигетти, южная — в 1883 году по проекту Н.А. Шохина, северная пристройка — в 1903–1907 годах по проекту Г.И. Макаева при участии архитекторов В.И. Ерамишанцева и В.В. Воейкова.

В облике сооружения отразились разные стилевые направления русской архитектуры рубежа эпох, в том числе неорусский стиль и модерн.

В ХХ веке музей стал излюбленным местом не только поклонников точных наук, но и лириков. Легендарные поэтические чтения в Большой аудитории Политехнического музея начались еще до революции — в 1910-х здесь выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. В 1930-х в музее читали свои стихи Александр Твардовский и Николай Заболоцкий, а в оттепельных 1960-х поклонники современной поэзии шли сюда послушать Булата Окуджаву, Роберта Рожественского и Андрея Вознесенского.

С 2013 года в музее и на его территории ведется масштабная реставрация и благоустройство.