В Петербургской Кунсткамере хранятся малоизвестные широкой публике коллекции, привезенные Николаем Гумилевым и его племянником Николаем Сверчковым в 1913 году из Абиссинии. Это сделанные ими фотографии, раритетные рукописи, этнографические экспонаты ― вещи, приобретенные «в доме старухи хараритянки, у заезжего сомалийца, у женщин продавщиц на базаре».

«Колдовская страна. По следам абиссинской экспедиции» — выставка к 135-летию со дня рождения Николая Гумилева

В Петербургской Кунсткамере хранятся малоизвестные широкой публике коллекции, привезенные Николаем Гумилевым и его племянником Николаем Сверчковым в 1913 году из Абиссинии. Это сделанные ими фотографии, раритетные рукописи, этнографические экспонаты ― вещи, приобретенные «в доме старухи хараритянки, у заезжего сомалийца, у женщин продавщиц на базаре».

В тяжелейших условиях экспедиция меньше чем за полгода прошла почти 1000 километров. Николай Гумилев отработал в Африке как профессиональный этнограф, но для нас он был и остается, в первую очередь, поэтом. Поэзия Гумилева вобрала в себя и его полевой опыт, и научные познания, полученные в музее при подготовке экспедиции. Стихи его африканского цикла ― это и есть его подлинный и поистине уникальный полевой дневник. Другого такого примера в истории отечественной поэзии нет.

Образы Африки встречаются как в ранних, так и в поздних текстах Николая Гумилева. Сначала это мечты, впечатления от рассказов о загадочной стране ― стихи «Жираф», «Носорог» и «Озеро Чад» в сборнике «Романтические цветы». После нескольких поездок в Абиссинию появились произведения, где Африка уже не книжная, а увиденная собственными глазами. Они составили книгу «Шатер». Это последний прижизненный сборник поэта.

Многие десятилетия стихи африканского цикла ― о радости странствий, о «колдовской стране», первозданной и прекрасной ― ходили в списках, передавались по памяти, так как имя расстрелянного поэта нельзя было упоминать, а его произведения не издавались.

В 2008 году по абиссинскому маршруту Николая Гумилева прошла экспедиция, организованная Петербургской Кунсткамерой (руководитель – Юрий Чистов). Полевые выезды по маршрутам, связанным с путешествием Гумилева, были продолжены в 2009 и 2010 годах Ефимом Резваном.

Эта выставка не только об удивительной стране и о «музе дальних странствий». Николай Гумилев снимал черно-белые кадры, но пылающая, охристо-рыжая Африка живет в его стихах. Она же предстает в современных снимках петербургского фотографа Татьяны Федоровой. Сделанные с разницей в сто лет, фотографии вступают в визуальный диалог, дополненный поэтическими строчками.

Выставка проходит одновременно в Музее антропологии и этнографии (МАЭ РАН) и саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она откроется в день рождения поэта – 15 апреля и продолжится до дня его гибели – 26 августа.