В полдень 8 мая на сайте kunstkamera.ru откроется виртуальная выставка «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны.

В полдень 8 мая на сайте kunstkamera.ru откроется виртуальная выставка «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы». Материалы выставки посвящены героическому труду сотрудников института (Музея антропологии и этнографии) по спасению ценнейших коллекций старейшего отечественного музея и его исторического здания, а также участию сотрудников Института (Музея) в боях на полях сражений в рядах действующей армии и ополчения. 

Через призму человеческих историй, на материале недавно найденных архивных документов выставка расскажет о трагических и героических страницах истории Кунсткамеры в период Великой Отечественной войны. Являясь музеем системы Академии наук СССР, Кунсткамера была в первую очередь научным институтом с коллективом уникальных специалистов в области антропологии и этнографии. Многие из них остались работать в Ленинграде, и судьбы их сложились трагически. Одним из героев выставки станет Александр Николаевич Кондауров, чья защита диссертации состоялась в декабре 1941 года, а через два месяца, в феврале 1942, Александр Николаевич умер. 

Трагична история молодого талантливого сибереведа Григория Давыдовича Вербова. Он был призван на фронт и погиб летом 1942 года. С фронта он писал письма своим ученикам, студентам ЛГУ, настойчиво напоминая им о важности научной работы. 

Принудительная эвакуация научных сотрудников Ленинграда состоялась летом 1942 года. Ученые Института (Музея) антропологии и этнографии оказались в Ташкенте. И это – отдельная глава выставки. Помимо научных трудов, подготовленных в тот период, стоит отметить и участие сотрудников Кунсткамеры в этнографических экспедициях. Так, в конце войны, весной 1945 в Кунсткамеру поступили предметы одежды (5 коллекций) от Евгении Эдуардовны Бломквист, привезенные из экспедиций в Каракалпакии в 1943-45 гг. В данном разделе выставки будут представлены материалы, собранные в этих экспедициях, а также документы, отражающие участие эвакуированных сотрудников в научной жизни Ташкента. 

Особое место в виртуальной выставке занимает тема восстановления и ремонта музея в 1944-1945 гг. силами самих научных сотрудников. Именно эти работы, начатые после снятия блокады Ленинграда, дали толчок к тому, чтобы вернуть Кунсткамере ее исторический вид, утраченный в середине XVIII века, и позволили включить в экспозицию Музея один из его важнейших символов – Большой Готторпский глобус.