В Приамурье дети с особенностями здоровья выращивают по программе гарденотерапии редис, клубнику и момордику

Для реабилитации детей-инвалидов в четырех школах Амурской области продолжается реализация программы «Гарденотерапия». Проект предусматривает создание на пришкольных участках адаптированных зон для отдыха и обучения детей. Реализация такой программы в нашем регионе стала возможной благодаря участию амурского минобрнауки в конкурсе на предоставление гранта Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, Приамурью удалось получить почти 1,5 миллиона рублей.

В свободненской школе № 5 детей с инвалидностью и с особенностями здоровья насчитывается более 100 человек. На территории учебного заведения возведена специальная теплица с расширенными проходами и высокими грядками. Кроме того, на полученные от гранта средства руководство школы закупило 12 бетонных вазонов, около десятка кашпо и три клумбы-скамейки. На земельных участках дети выращивают декоративную капусту, гладиолусы, астры, бархатцы, петунии и другие цветы. В следующем году ребята перейдут на более серьезный уровень растениеводства — выращивание овощных культур.

«У нас обучаются школьники с отклонениями развития, которые тоже оздоравливаются по методике гарденотерапии. Прошло уже около месяца, как дети вышли работать на участки. За это время учителя и родители заметили изменения в поведении этих ребят. Благодаря работе с растениями они стали спокойнее и жизнерадостнее, — отметили в школе. — В дальнейшем мы планируем заняться благоустройством всего того, что у нас уже есть: уложить дорожки тротуарной плиткой, украсить теплицу».

Ребята из школы с. Поярково Михайловского района к настоящему времени успели не только поработать на земельных участках, но и собрать два урожая редиса.

«В нашей школе обучаются более 100 детей-инвалидов и детей с ОВЗ. С ними мы выращиваем огурцы, различную зелень, цветы. В нашем саду насчитывается больше 100 саженцев груши, сливы, жимолости, — прокомментировали в образовательной организации. — Оздоровление по методике гарденотерапии школьникам очень нравится. Здесь особенные дети чувствуют себя наравне со всеми, испытывают гордость за свой результат».

В белогорской школе № 10 для садовой терапии также оборудован специальный пришкольный участок, включающий современную теплицу, высокие грядки, уличные кашпо и вазоны. Сейчас на участках растут различные овощные культуры, зелень, цветы и клубника.

«Поскольку проект нашел большой отклик у детей, мы планируем расширять это направление и дальше. Вскоре на нашем пришкольном участке появится «Сад развития чувств», где будут созданы специальные условия для регулярного сенсорного развития детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Площадку для оформления участка территории уже отсыпали песком. В ее центре появится тактильная площадка, а рядом расположатся цветники и лавочки», — сообщили в школе.   

 «Лечение садом и огородом» также реализуется в школе с. Чигири Благовещенского района, где обучаются 18 особенных детей. Помимо традиционных овощей школьники выращивают момордику, в народе ее называют «бешеным огурцом».

«На днях ребята полакомились первым урожаем редиса, выращенным своими руками. Восторгу детей не было предела, — пояснили в учреждении. — Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, доброжелательными и уравновешенными. Помимо поднятия настроения, такой труд также способствует улучшению самочувствия у детей, развитию и укреплению мелкой и крупной моторики».

Среди всех регионов России Амурская область стала одной из первых, где программа гарденотерапии реализуется в школах. Родоначальницей этого направления с стране стала Иркутская область. При этом во многих странах садовая терапия иcпoльзyeтcя нe тoлькo в общеобразовательных учреждениях, нo и пaнcиoнaтax для пoжилыx людeй, xocпиcax. Кроме того, в гopoдax coздaютcя oбщecтвeнныe caды, на которых прохожие с удовольствием берут инвентарь и участвуют в работах на земле.