В рамках 42-й сессии состоялся правительственный час, на котором депутатам была представлена информация Правительства Архангельской области о реализации в 2017 году основных направлений бюджетной политики

Формат правительственного часа предусматривает ответы на вопросы депутатов областного Собрания, которые заблаговременно направляются в адрес органов региональной исполнительной власти. Правительство Архангельской области подготовило ответы, которые были направлены в адрес депутатского корпуса.
Депутат Владимир Петров задал вопрос о наличии неэффективных региональных налоговых льгот для предпринимателей и предприятий. Так, министерством финансов Архангельской области установлено 9 неэффективных льгот, которые было предложено отметить с 1 января 2018 года. В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается методика оценки эффективности налоговых льгот.
В то же время предоставление инвестиционных налоговых льгот, а также иных мер поддержки является инструментом улучшения инвестиционного климата в Архангельской области. В последние годы на территории Архангельской области наблюдается значительный рост инвестиционной активности. Рост объёма инвестиций в основной капитал в Архангельской области в 2016 году составил 24,4 процента. В 2017 году объем инвестиции в основной капитал составил 103,5 млрд. рублей или с ростом к 2016 году на 29,8 процента. При этом инвестиции в основной капитал в целом по Российской Федерации в январе-сентябре 2017 года выросли на 4,2 процента к тому же периоду 2016 года.
В перечень национальных приоритетных инвестиционных проектов вошло десять проектов Архангельской области с общим плановым объемом инвестиций 60 млрд. рублей.
В агропромышленный комплекс в 2017 году объем инвестиций составил свыше 500 млн. рублей. За последние годы благодаря государственной поддержке достигнута положительная динамика в молочной отрасли. С 2016 года Архангельская область занимает 3-е место в России по среднему удою на одну корову. В 2017 году в регионе сохраняются темпы роста производства молока в коллективном секторе на 5,1 процента к уровню 2016 года, получено 95,2 тыс. тонн молока. Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях возросла на 2,8 процента (+183 кг) к уровню 2016 года и составила 6834 килограммов. Восстановлена по объемам производства яиц деятельность Котласской птицефабрики. Производство яиц в области увеличилось в 2,3 раза к уровню 2016 года и составила по итогам 2017 года в коллективных хозяйствах 62,9 млн. штук.
На вопрос достаточно ли налоговых преференций предоставлено малому и среднему бизнесу с целью снижения налоговой нагрузки, поступившему от Сергея Моисеева, министерство финансов Архангельской области, сообщило, что дальнейшее расширение перечня налоговых льгот нецелесообразно. Для малого и среднего бизнеса в регионе действуют также налоговые каникулы. Эта мера направлена на поддержку тех, кто впервые хочет попробовать свои силы в предпринимательстве и намерен заниматься производством или услугами. Количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей увеличилось почти на 3,4 процента (2012 год 24,4 тыс. человек, 2017 год 25,2 тыс. человек). Количество микропредприятий за шесть лет увеличилось на 2 процента или на 278 единицы, и достигло 12 696 единиц в 2017 году. По сравнению с 2012 годом оборот субъектов мало и среднего предпринимательства в регионе вырос на 40 процентов, а доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Архангельской области увеличилась с 20,5 до 25,4 процента за период с 2012 по 2015 годы.
В ответ на запрос заместителя председателя областного Собрания Надежды Виноградовой о состоянии межбюджетных отношений с муниципальными образованиям Архангельской области, министр финансов Елена Усачёва сообщила, что величина разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями сократилась в 1,9 раза. Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам (за исключением субвенций) за 2017 год составил 7582 млн. рублей. Предусмотрено увеличение в 2018 году общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 42 млн. рублей и общего объема субсидий на софинансирование вопросов местного значения на 572 млн. рублей.
В части оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области определены лидеры. Среди муниципальных районов Архангельской области первое место муниципальное образование Устьянский муниципальный район, второе место муниципальное образование Красноборский муниципальный район, третье место муниципальное образование Вилегодский муниципальный район. Среди городских округов Архангельской области первое место муниципальное образование Коряжма.
Председатель комитета по бюджету и налоговой политике Сергей Моисеев направил запрос о предпринимаемых правительством мерах по оптимизации расходов на содержание органов власти. По итогам контрольных мероприятий 11 руководителей государственных учреждений Архангельской области и государственных унитарных предприятий Архангельской области привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом снижается объем выявленных нарушений, имеющих непосредственное влияние на потери областного бюджета или несущих риски возникновения ущерба для бюджета (с 9,2 процента за 2016 год до 5,7 процента за 2017 год (объем выявленных финансовых нарушений к общему объему проверенных бюджетных средств).
К числу наиболее значимых расходных обязательств Архангельской области в 2017 году Правительство региона отнесло расходы в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной политики, физической культуры и спорта, которые составили 64 процента (45,4 млрд. рублей) от общего объема расходов областного бюджета (70,7 млрд. рублей). Большая часть бюджетных ассигнований приходится на отрасли социальной политики (20,4 млрд. рублей) и образования (17,5 млрд. рублей).
На исполнение майских указов Президента Российской Федерации расходы консолидированного бюджета в 2017 году составили 11,4 млрд. рублей, из них:
на повышение заработной платы отдельным категориям работников 6,4 млрд. рублей (прирост к 2012 году);
на переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2,8 млрд. рублей.
Сергей Моисеев также направил запрос о результатах работы Правительства Архангельской области и трудностях, с которыми пришлось столкнуться при реализации положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации в части начисления на минимальный размер оплаты труда районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 9 489 рублей в месяц. С 1 мая 2018 года МРОТ установлен в размере 11 163 рубля в месяц. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П в состав МРОТ не включаются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Районный коэффициент и процентная надбавка в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в Архангельской области составляют 2,2 и 1,7 соответственно.
Таким образом, с 1 января 2018 года при начислении работодателем районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ минимальная заработная плата в Архангельской области в районах Крайнего Севера составляет 20 876 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 131 рубль, а с 1 мая 2018 года будет составлять 24 559 рублей и 18 977 рублей соответственно.
Губернатором Архангельской области Игорем Орловым направлено обращение Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву об оказании Архангельской области дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на выплату заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда с начислением районного коэффициента и процентной надбавки.
В консолидированном бюджете Архангельской области предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 1 350,9 млн. рублей на выплату заработной платы исходя из МРОТ с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, в том числе на повышение МРОТ:
с 1 января 2018 года в сумме 688,2 млн. рублей,
с 1 мая 2018 года в сумме 662,7 млн. рублей, из них за счет дотации из федерального бюджета 529,8 млн. рублей.

Формат «правительственного часа» предусматривает ответы на вопросы депутатов областного Собрания, которые заблаговременно направляются в адрес органов региональной исполнительной власти. Правительство Архангельской области подготовило ответы, которые были направлены в адрес депутатского корпуса.

Депутат Владимир Петров задал вопрос о наличии неэффективных региональных налоговых льгот для предпринимателей и предприятий. Так, министерством финансов Архангельской области установлено 9 неэффективных льгот, которые было предложено отметить с 1 января 2018 года. В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается методика оценки эффективности налоговых льгот.

В то же время предоставление инвестиционных налоговых льгот, а также иных мер поддержки является инструментом улучшения инвестиционного климата в Архангельской области. В последние годы на территории Архангельской области наблюдается значительный рост инвестиционной активности. Рост объёма инвестиций в основной капитал в Архангельской области в 2016 году составил 24,4 процента. В 2017 году объем инвестиции в основной капитал составил 103,5 млрд. рублей или с ростом к 2016 году на 29,8 процента. При этом инвестиции в основной капитал в целом по Российской Федерации в январе-сентябре 2017 года выросли на 4,2 процента к тому же периоду 2016 года.

В перечень национальных приоритетных инвестиционных проектов вошло десять проектов Архангельской области с общим плановым объемом инвестиций 60 млрд. рублей.

В агропромышленный комплекс в 2017 году объем инвестиций составил свыше 500 млн. рублей. За последние годы благодаря государственной поддержке достигнута положительная динамика в молочной отрасли. С 2016 года Архангельская область занимает 3-е место в России по среднему удою на одну корову. В 2017 году в регионе сохраняются темпы роста производства молока в коллективном секторе – на 5,1 процента к уровню 2016 года, получено 95,2 тыс. тонн молока. Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях возросла на 2,8 процента (+183 кг) к уровню 2016 года и составила 6834 килограммов. Восстановлена по объемам производства яиц деятельность Котласской птицефабрики. Производство яиц в области увеличилось в 2,3 раза к уровню 2016 года и составила по итогам 2017 года в коллективных хозяйствах 62,9 млн. штук.

На вопрос достаточно ли налоговых преференций предоставлено малому и среднему бизнесу с целью снижения налоговой нагрузки, поступившему от Сергея Моисеева, министерство финансов Архангельской области, сообщило, что дальнейшее расширение перечня налоговых льгот нецелесообразно. Для малого и среднего бизнеса в регионе действуют также «налоговые каникулы». Эта мера направлена на поддержку тех, кто впервые хочет попробовать свои силы в предпринимательстве и намерен заниматься производством или услугами. Количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей увеличилось почти на 3,4 процента (2012 год – 24,4 тыс. человек, 2017 год – 25,2 тыс. человек). Количество микропредприятий за шесть лет увеличилось на 2 процента или на 278 единицы, и достигло 12 696 единиц в 2017 году. По сравнению с 2012 годом оборот субъектов мало и среднего предпринимательства в регионе вырос на 40 процентов, а доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Архангельской области увеличилась с 20,5 до 25,4 процента за период с 2012 по 2015 годы.

В ответ на запрос заместителя председателя областного Собрания Надежды Виноградовой о состоянии межбюджетных отношений с муниципальными образованиям Архангельской области, министр финансов Елена Усачёва сообщила, что величина разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями сократилась в 1,9 раза. Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам (за исключением субвенций) за 2017 год составил 7582 млн. рублей. Предусмотрено увеличение в 2018 году общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 42 млн. рублей и общего объема субсидий на софинансирование вопросов местного значения на 572 млн. рублей.

В части оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области определены лидеры. Среди муниципальных районов Архангельской области первое место – муниципальное образование «Устьянский муниципальный район», второе место – муниципальное образование «Красноборский муниципальный район», третье место – муниципальное образование «Вилегодский муниципальный район». Среди городских округов Архангельской области первое место – муниципальное образование «Коряжма».

Председатель комитета по бюджету и налоговой политике Сергей Моисеев направил запрос о предпринимаемых правительством мерах по оптимизации расходов на содержание органов власти. По итогам контрольных мероприятий 11 руководителей государственных учреждений Архангельской области и государственных унитарных предприятий Архангельской области привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом снижается объем выявленных нарушений, имеющих непосредственное влияние на потери областного бюджета или несущих риски возникновения ущерба для бюджета (с 9,2 процента за 2016 год до 5,7 процента за 2017 год (объем выявленных финансовых нарушений к общему объему проверенных бюджетных средств).

К числу наиболее значимых расходных обязательств Архангельской области в 2017 году Правительство региона отнесло расходы в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной политики, физической культуры и спорта, которые составили 64 процента (45,4 млрд. рублей) от общего объема расходов областного бюджета (70,7 млрд. рублей). Большая часть бюджетных ассигнований приходится на отрасли социальной политики (20,4 млрд. рублей) и образования (17,5 млрд. рублей).

На исполнение «майских» указов Президента Российской Федерации расходы консолидированного бюджета в 2017 году составили 11,4 млрд. рублей, из них:

на повышение заработной платы отдельным категориям работников –6,4 млрд. рублей (прирост к 2012 году);

на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 2,8 млрд. рублей.

Сергей Моисеев также направил запрос о результатах работы Правительства Архангельской области и трудностях, с которыми пришлось столкнуться при реализации положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации в части начисления на минимальный размер оплаты труда районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 9 489 рублей в месяц. С 1 мая 2018 года МРОТ установлен в размере 11 163 рубля в месяц. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П в состав МРОТ не включаются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Районный коэффициент и процентная надбавка в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в Архангельской области составляют 2,2 и 1,7 соответственно.

Таким образом, с 1 января 2018 года при начислении работодателем районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ минимальная заработная плата в Архангельской области в районах Крайнего Севера составляет 20 876 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 16 131 рубль, а с 1 мая 2018 года будет составлять 24 559 рублей и 18 977 рублей соответственно.

Губернатором Архангельской области Игорем Орловым направлено обращение Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву об оказании Архангельской области дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на выплату заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда с начислением районного коэффициента и процентной надбавки.

В консолидированном бюджете Архангельской области предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 1 350,9 млн. рублей на выплату заработной платы исходя из МРОТ с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, в том числе на повышение МРОТ:

с 1 января 2018 года в сумме 688,2 млн. рублей,

с 1 мая 2018 года в сумме 662,7 млн. рублей, из них за счет дотации из федерального бюджета – 529,8 млн. рублей.