В России вдоль железных дорог появятся сети нового стандарта

Госкомиссия по радиочастотам выделила владельцам
железнодорожной инфраструктуры частоты в диапазоне 1800 МГц для создания сетей
eLTE — разновидности стандарта LTE. Главным пользователем частот станут РЖД.

Частоты для железныхдорог

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) решилавыделить на территории России частоты в диапазоне 1800 МГц (1785—1805 МГц) дляприменения радиоэлектронных средств перспективных стандартов и технологий всоздаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте. Этоследует из опубликованного Минкомсвязи протокола заседания комиссии с участиемМинтранса, состоявшегося 11 сентября 2018 г.

Частоты выделяются неопределенному кругу лиц из числавладельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.Перечень соответствующих владельцев инфраструктуры Минтранс должен будетнаправить в Роскомнадзор.

Будущие сети не должны создавать помех действующим сотовымсетям стандартов GSM и LTE и метеорологическим радиолокационным станциям температурно-ветровогозондирования в полосе 1774—1790 МГц (действуют до 1 февраля 2023 г.). При этомпо требованию Федеральной службы охраны (ФСО) радиоэлектронные средства будущихсетей должны будут оперативно выключаться.

Как Минтранс пыталсясоздать LTE-сеть вдоль железных дорог

В решении ГКРЧ не сказано, какая именно технология будетиспользоваться будущими сетями. Но из приложения к решению комиссии следует,что это LTE TDD — одна из двухразновидностей стандарта LTE, относящаяся к четвертому поколению сотовой связи.Технология TDD предполагает, что передача и прием трафика разделяются повремени.

vyshka571.jpg

Вдоль железных дорог России развернут сети eLTE

На указанных частотах в 1785—1805 МГц может работатьтехнология eLTE, модифицированная версиястандарта LTE-TDD. Ранее Минтранс и РЖД уже инициировали рассмотрение ГКРЧ вопроса о выделенииданных частот, но комиссия откладывала решение вопроса.

В пресс-службах Минтранса и РЖД к моменту публикации неответили на запросы CNews относительно будущих сетей связи на железнодорожномтранспорте.

Источник CNews на телекоммуникационном рынке говорит, чтовсего в России есть пять пользователей железнодорожной инфраструктуры, основнымиз которых является РЖД. При этом собеседник издания выражает сомнения вперспективах будущих сетей.

«Железнодородная инфраструктура — это только 0,05% от всейтерритории страны, остается не понятным, что будет с этими частотами наостальной территории, — говорит собеседник издания. — Кроме того, решение ГКРЧобязывает выключать будущие сети по требованию ФСО. Но как тогда они будутобеспечивать движение железнодорожного транспорта?».

Кто еще хочетиспользовать частоты в диапазоне 1800 МГц

На частоты в указанном диапазоне в 1785—1805 МГц претендуеттакже российско-китайское совместное предприятие «НИРИТ синвей телеком технолоджи»(НСТТ). В 2012 г. оно приобрело четыре компании: «Юнисел», Белитон», «Кватро плюс»и «Лардекс», владевших соответствующими частотами на всей территории России.

НСТТ хотело строить сети стандарта профессиональнойрадиосвязи стандарта NG-1 (другое название — McWILL), разработанногосовладельцем компании — китайской Xinwei. Данный стандарт является разновидностьютак называемой транкинговой связи и обеспечивает передачу данных со скоростьюдо 15 Мбит/с.

Однако Роскомнадзор отказался выдать НСТТ частотныеразрешения. В результате сети не были построены, и в 2016 г. ГКРЧ прекратила действие имевшихся у компании разрешенийна использование частот. НСТТ пыталась оспорить действия ГРКЧ в судебномпорядке, но безуспешно.

В конце 2017 г. ГКРЧ разрешила «дочке» НССТ — «Юнисел» — использовать полосучастот 1785—1805 МГц для проведения натурных испытаний электромагнитнойсовместимости радиоэлектронных средств стандарта NG-1 с другимирадиоэлектронными средствами на территориях Московской, Мурманской, Самарской иНижегородской областей, а также Краснодарского края.