В Сколково предложили смягчить законопроект о BlaBlaCar

В Сколково предложили смягчить законопроект о BlaBlaCar
Центр компетенций «Сколково» предложил смягчить требования к водителям сервисов карпулинга: основной представитель этого рынка в России — BlaBlaCar. Искать попутку, возможно, смогут водители без российских прав.

Центр компетенций «Сколково», участвующий в разработке регулирования в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», подготовил поправки к законопроекту о карпулинге — сервисах поиска попутчиков для совместных поездках на автомобилях, в том числе BlaBlaCar.

Копия предложений есть у РБК, их подлинность подтвердил представитель «Сколково». Он пояснил, что законопроект поступил к ним на экспертизу из Минэкономразвития, и в ближайшие дни центр направит свои поправки.

Зачем регулировать карпулинг

Проект закона о карпулинге в ноябре 2019 года опубликовало Министерство транспорта. В пояснительной записке к документу указывалось, что недобросовестные физические лица используют агрегаторы карпулинга «для организации коммерческих перевозок пассажиров без соответствующей регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, без лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами», в связи с чем эта ниша нуждается в законодательном регулировании.

Среди основных положений законопроекта — ограничение максимального размера компенсации за поездку, которую водитель получает от попутчика (стоимость топлива и смазочных материалов и проезда по платным участкам автомобильных дорог), использование для карпулинга только легковых автомобилей. Попутчик будет иметь возможность связаться с водителем только после оплаты, а получить компенсацию водитель сможет только по безналичному расчету. Стаж водителей в карпулинге должен составлять не менее двух лет, они должны иметь российские права, их автомобиль должен быть зарегистрирован на территории России. В зависимости от расстояния число поездок с попутчиком должно быть ограничено (не более одной поездки более 500 км в течение трех суток).

Что предложили эксперты Сколково

Исключить из законопроекта требования к наличию у водителя российских прав и обязательной регистрации автомобиля в России, но оставить требование к водительскому стажу от двух лет. По мнению авторов поправок, водитель, который решил подвезти пассажира, не осуществляет предпринимательскую деятельность, поэтому «к этим отношениям не должны предъявляться повышенные требования по качеству и безопасности, нежели к водителям, осуществляющим управление транспортным средствам для собственных нужд».
Исключить ограничения количества поездок с попутчиком. Это требование не может быть проверено и подтверждено владельцем агрегатора, «ввиду того, что таких агрегаторов может быть несколько и проверка количества поездок водителя через разных агрегаторов не может быть реализована одним из них». Обмениваться этой информацией они не смогут, поскольку эта информация может быть коммерческой тайной.
Дополнить список критериев, по которым будет определяться максимальный размер компенсаций водителю за поездку.
Исключить требование к онлайн-оплате поездки и разрешить потенциальному попутчику общаться с водителем до оплаты, чтобы у него была возможность в любой момент обсудить детали поездки. Однако эксперты центра компетенций согласны, что запрет на передачу контактных данных необходим.

Представитель пресс-службы BlaBlaCar отказался прокомментировать поправки к законопроекту и сам документ, отметив, что отрасль действительно нуждается в законодательном регулировании.

Бывший вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу создать рабочую группу для обсуждения законодательного регулирование карпулинга еще летом 2018 года. Первую версию документа ведомство подготовило год спустя. В ней максимальное число пассажиров достигало пяти, а максимальное число рейсов было не больше двух раз в сутки, вне зависимости от дальности поездки.

Аналогичный законопроект в 2018 году разрабатывал департамент транспорта Москвы. Он также запрещал принимать у попутчиков наличные, а требования к водителю были более строгими: его стаж должен был составлять не менее трех лет, у него не должно быть неоплаченных штрафов и т.д. За нарушение полагался штраф и блокировка в системе агрегатора. Но этот законопроект так и не принят.

Автор: Владислав Скобелев
При участии: Александра Посыпкина

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/23/01/2020/5e2868749a79471acd1069d7?from=from_main