Великая тайна восхождения лестницы

«Единственный предмет истинного искусства — Человек, его тайна; Человек, взятый по вертикали, в его свободном нисхождении в глубь и восхождении в высь…»

Лестница не просто соединяет уровни по вертикали и разделяет гостевую зону по горизонтали; она создает формообразующий и смысловой центр, композиционную ось пространства, его структурно-символический образ. Архитекторы содержательно и художественно трактуют эстетически осмысливаемый и эмоционально переживаемый мотив движения ввысь; процесс подъема по такой лестнице — не просто физическое перемещение с этажа на этаж, а именно восхождение.Лестница не просто соединяет уровни

Две оригинальные лестницы, о которых мы расскажем, архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко создали в составе интерьеров квартиры и офиса, принадлежащих одному заказчику. Для реализации этих необычных проектов им понадобилась тактичная настойчивость, а заказчику — изрядная доля смелости: не каждый согласиться вырезать в перекрытии своей двухэтажной квартиры эллипс площадью 30 м2, чтобы завести в этот огромный проем железную лестницу, у которой к тому же больше ступеней, чем традиционно принято для одного пролета. Впрочем, традиция как стереотип — не для этих авторов.

При физической тяжести конструкции она парадоксально выглядит невесомой и даже парящей. В этом большая заслуга принадлежит конструктору И. Селиверстову.

Лестница стремительно врывается в распахнувшийся перед ней проем, вгрызаясь в его край верхней ступенью, нарочито диссонирующей блеском металлической поверхности с покрытием пола; прутья-стрелы лестничного ограждения ¦пробивают¦ последнюю двутавровую балясину насквозь и застревают в ней на излете; само перильное ограждение разомкнутым кольцом разбегается по внутренней поверхности проема и, как сжатая пружина, словно стремится расширить его изнутри; массивный металлический цилиндр колонны будто врезается с ходу в плоскости перекрытия и подиума и остается в таком положении… Динамизм линий и объемов усиливается выразительной игрой интенсивности света и ярких цветовых оттенков.

Единое законченное целое из отдельных составных элементов, каждый из которых имеет и сохраняет свой особый пространственный смысл, интригующе необычное их сочетание, своего рода пространственная игра придают интерьеру элемент таинственного ожидания чего-то неожиданного и волнующего. А. Надточий и В. Бутко привносят этот элемент тайны в каждый создаваемый ими интерьер; это находит свое продолжение и подтверждение в решении лестницы офисного особняка (конструктор И. Кривенков). Здесь колоритно сочетаются три основных фактуры плоскостей: рельефная — кирпичных стен, слегка шероховатая — бетонных панелей и самой лестницы, а также гладкая глянцевая — остекленных поверхностей.