Вернулись после реставрации

Уникальные предметы вернулись в конце января из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря в Государственный ордена Почета музей А. М. Горького. Часть из них – мемориальные, связанные с жизнью нашего земляка, писателя и драматурга, 150-летний юбилей которого в этом году празднует не только наш город, но и страна и весь мир.

Уникальные предметы вернулись в конце января из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря в Государственный ордена Почета музей А. М. Горького. Часть из них – мемориальные, связанные с жизнью нашего земляка, писателя и драматурга, 150-летний юбилей которого в этом году празднует не только наш город, но и страна и весь мир.

Из кабинета Горького

Как рассказала «Патриотам Нижнего» главный хранитель музейных предметов Анна Малыгина, по федеральной целевой программе «Культура России» реставрировались две книги, которые могли находиться в личной библиотеке Максима Горького в доме барона Киршбаума (сегодня музей-квартира А. М. Горького), где он жил с семьей с 1902 по 1904 год. Кстати, именно там он завершил работу над пьесой «На дне», обдумывал пьесу «Дачники», были сделаны первые наброски к повести «Мать», написана поэма «Человек».

На титульных листах обеих книг – дарственные надписи. На книге Ивана Бунина «Стихи и рассказы» 1900 года издания написано: «Дорогому А. М. Горькому. Ив. Бунин». В свою очередь, на сборнике Валерия Брюсова Tertia Vigilia: «Максиму Горькому, сильному и свободному, жадно любящий его творчество Валерий Брюсов. 1900 г. Октябрь».

Венский стул находится около окна. Фотография Максима Дмитриева. Сделана предположительно в 1904 году

По словам Анны Малыгиной, специалистами была проведена серьезная работа по их восстановлению: «Были отреставрированы не только переплет, форзацы, титульные листы, но и приведены к первоначальному виду страницы, проведена механическая очистка каждого листа: удалены поверхностные загрязнения, следы от пятен».

Венский стул

Совсем скоро в постоянную экспозицию музея-квартиры писателя, а точнее в его кабинет, будут возвращены два венских стула. Известно, что это было массовое производство конца XIX – начала XX века: стулья такого образца продавались на Нижегородской ярмарке. Сейчас в обычном мебельном магазине такие вряд ли найдешь. Передние ножки – фигурные, задние – гладкие, круглого сечения. На сиденье из гнутой фанеры – дырчатый штампованный рисунок в виде пятиконечной звезды. Основной материал, использованный при изготовлении, – сосна. Впоследствии стулья были покрыты черным лаком. Супруга Максима Горького – Екатерина Пешкова, покидая нижегородскую квартиру в 1906 году, перевезла их вместе с другими предметами мебели и личными вещами в Москву, а в 1940 году передала в дар музею писателя на его родине. Это были первые поступления, которые впоследствии вошли в постоянную экспозицию музея-квартиры А. М. Горького, открывшуюся в 1971 году.

Специалисты вернули стульям экспозиционный вид. Прибыли же они в ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря в состоянии сохранности, требующей реставрационного вмешательства: стертый лак, царапины на поверхности, на сиденье – трещины, на углу царги (рама, соединяющая ножки стола или стула. – Прим. ред.) была щербина.

Стулья, как и четыре иконы, о которых мы расскажем чуть ниже, были восстановлены ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря на основе договора о бесплатной плановой реставрации с музеем.

Икона со штампом

Всего специалистами мастерской темперной живописи ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря было отреставрировано четыре иконы. Иконы «Распятие и четыре иконы Богоматери»: «Страждущая», «Утоли мои печали», «Умягчение злых сердец», «Взыскание» (XIX век); «Иоанн Милостивый патриарх Александрийский» (конец XIX – начало XX века); «Святой Николай Чудотворец» (вторая половина XIX века); «Казанская Пресвятая Богородица» (середина XIX века) – не имеют прямого отношения к жизни писателя и его семьи. «Это типологические музейные предметы», – поясняет Анна Малыгина. Однако одна из них, «Иоанн Милостивый патриарх Александрийский», имеет к личности нашего знаменитого земляка опосредованное отношение. На ее обратной стороне есть штамп, который говорит о том, что она была изготовлена в иконописной мастерской купчихи Салабановой. Туда осенью 1882 года поступил учеником Алеша Пешков.

Икона «Святой Николай Чудотворец» после реставрации (слева) и фотография иконы до реставрации

Как отмечает главный хранитель музейных предметов, наиболее сложной для реставрации была икона «Святой Николай Чудотворец», так как она сильнее всего пострадала с течением времени.

Две иконы: «Распятие и четыре иконы Богоматери» и «Иоанн Милостивый патриарх Александрийский» – уже помещены в экспозицию «Домика Каширина». Две другие, скорее всего, будут участвовать в выставках и днях подлинников, которые периодически проходят в музее.

Плановое восстановление

Забрав после реставрации книги, стулья и иконы в конце января, сотрудники Государственного ордена Почета музея А. М. Горького передали в центр имени Грабаря еще девять музейных предметов. Они также будут восстановлены на основе договора о бесплатной плановой реставрации.

В течение года обратно вернутся полочка настольная раздвижная (Италия, начало XX века); два скульптурных изображения из дерева (первая половина XX века, автор предположительно Александр Граве); шкатулка дорожная для письменных и рисовальных принадлежностей (1810–1920-е годы) и шкатулка для мелких принадлежностей (1820–1840-е годы) – личные вещи фотографа Андрея Карелина; фарфоровая куколка высотой четыре сантиметра (изготовлена не позднее 1904 года).

В течение двух лет будут отреставрированы икона-складень «Святой Николай» (вторая половина XIX века) из семьи Кашириных; шкатулка декоративная керамическая Екатерины Пешковой; скульптура «К победе России в войне с Наполеоном» (автор Федор Толстой, 1810–1820-е годы), принадлежавшая Максиму Горькому.

– В таком большом количестве предметы из фондов нашего музея не реставрировались с 1980-х годов, – подчеркивает директор музея А. М. Горького Лариса Моторина. – Конечно, для нас это большая удача, тем более в преддверии юбилея писателя. Мы выражаем благодарность за сотрудничество Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И. Э. Грабаря.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА