Владельцам маломерных судов: даже лодки весом до 200 кг поднадзорны ГИМС

Многие владельцы надувных лодок весом до 200 кг (это вес лодки с мотором максимальной мощности, который можно установить на данную лодку) и мотором мощностью до 10 л.с., ошибочно

Многие владельцы надувных лодок весом до 200 кг (это вес лодки с мотором максимальной мощности, который можно установить на данную лодку) и мотором мощностью до 10 л.с., ошибочно считают, что они не поднадзорны ГИМС.

Владельцам данных маломерных судов не нужно их регистрировать и иметь удостоверение на право управления, но данные маломерные суда остаются поднадзорны ГИМС и инспектор может применить меры административного воздействия, например:

за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах — ст. 11.10 КоАП РФ;

нарушение правил эксплуатации судов -ст. 11.8 КоАП (в части касающейся нарушения норм пассажировместимости, ограничения по району и условиям плавания);

нарушение правил плавания — ст. 11.7 КоАП (в части, касающейся превышения судоводителем установленной скорости, несоблюдения требований навигационных знаков, преднамеренной остановки или стоянки в запрещенных местах, либо нарушения правил маневрирования);

управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения — статья 11.9 КоАП.

Если с регистрацией всё понятно – большинство из ПВХ-лодок не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 л.с. ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых. То есть на шильдике у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «лошадей». Такие моторы не что иное, как модели, специально созданные в обход российского законодательства.

НО ВАЖНО УЧЕСТЬ ДВА МОМЕНТА.

1.Толщина транца.

Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» — и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта. Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильдике ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём.

2. Длина лодки.

При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный.

А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием.

Если вы находитесь на территории Архангельской области то, в соответствии с ПРАВИЛАМИ пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Архангельской области, спасательные жилеты должны быть надеты на всех, кто находится в маломерном судне, длина которого менее 10 метров, а дети до 14 лет – независимо от длины судна. Здесь надо отметить, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не будет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый спасжилет.

Источник: 29.mchs.gov.ru