Владимир Путин поручил Сергею Собянину продолжать начатый курс, направленный на развитие Москвы

Стройка двигает прогресс
Владимир Путин поручил Сергею Собянину продолжать начатый курс, направленный на развитие Москвы

Владимир Путин на церемонии инаугурации Сергея Собянина поручил столичным властям продолжать реализацию крупных транспортных проектов, пообещав им стабильную поддержку федерального центра. По словам президента, в первую очередь внимание необходимо уделить стройкам, которые позволят значительно улучшить логистику во всей Московской агломерации.

России необходимо добиться прорывного развития в экономике, технологиях и социальной сфере. «Эти изменения будут идти во всех регионах. И роль, вклад столицы в решение общенациональных задач, конечно, всегда будут очень высокими», – заявил президент, выступая на церемонии вступления в должность вновь избранного градоначальника. Одним из главных двигателей прогресса, по его словам, должны стать инфраструктурные проекты, которые правительство Москвы реализует совместно с Министерством транспорта, ОАО «РЖД» и администрацией Московской области, – это метро, Московские центральные диаметры, Центральная кольцевая автодорога и реконструкция вылетных магистралей. «Речь идет о значительном улучшении инфраструктуры и логистики во всей Московской агломерации. Безусловно, правительству страны необходимо поддержать эти важнейшие проекты», – сказал Владимир Путин.

По словам Сергея Собянина, Москва строит более 100 км дорог в год, включая Северо-восточную (СВХ) и Северо-западную хорды (СЗХ), которые, по сути, тоже являются вылетными магистралями. В этом году оба проекта вступили в завершающую стадию: Северо-западная хорда готова на 90%, Северо-восточная – на две трети. В начале осени строители запустили движение по участку СВХ от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. Это решило одну из сложнейших транспортных задач: в дорожную сеть города удалось полноценно интегрировать новую федеральную трассу. Транзитный транспорт, который ранее забивал Дмитровское и Ленинградское шоссе, теперь может уходить на хорду, а оттуда на скоростную трассу Москва–Санкт–Петербург. Следующим этапом будет соединение Дмитровского шоссе с Ярославским, а далее Ярославки с Открытым шоссе. Кроме того, строителям предстоит продлить СВХ от Косинской развязки до границы с Московской областью. Это позволит подвести к хорде проектируемую автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань.

Параллельно в городе строят две принципиально новые дороги, дублеры Кутузовского проспекта, которые будут выполнять ту же задачу, что и вылетные магистрали. На Южном дублере ведутся работы первого и второго этапов. По госконтракту срок завершения строительства – 2020 год. На Северном начинается строительство многоуровневой развязки с Третьим транспортным кольцом и Шелепихинской набережной, а также продолжается подготовка территории и оформление разрешительной документации. Поскольку Северный дублер проект очень сложный, на его реализацию, по оценкам стройкомплекса, понадобится не менее пяти лет. Еще одна трасса-дублер в среднесрочной перспективе появится в новой Москве: это магистраль Солнцево – Бутово – Видное, проходящая параллельно юго-западному сектору МКАД. 1 сентября открылось движение по первому участку трассы от Киевского до Калужского шоссе. На следующих этапах необходимо построить участки от Боровского до Киевского шоссе и от Калужского до Бутова к Варшавскому шоссе и городу Видное.

Всего в ближайшие пять лет построят и реконструируют 485 км дорог, 100 мостов, тоннелей, эстакад и 60 пешеходных переходов. Не менее интенсивно продолжит развиваться рельсовый транспорт: по планам городских властей, метрополитен прирастет еще 135 км линий, 58 станциями и шестью электродепо. Москва завершит самый масштабный проект – строительство Большой кольцевой линии протяженностью почти 70 км. Новый пересадочный контур, о важности которого Владимир Путин говорил на инаугурации Сергея Собянина, не только разгрузит действующие линии, но и создаст предпосылки для улучшения логистики во всей Московской агломерации. От второго кольца метро можно будет протянуть радиальные ветки в любые точки города и за его границы: уже решено, что подземка придет в новую Москву (в Коммунарку, Троицк и Рублево-Архангельское), Бирюлево и в аэропорт «Внуково».

Ключевым мегапроектом также становится формирование Московских центральных диаметров, которые наряду с действующим МЦК войдут в систему наземного метро. «В такой агломерации, как наша, одним метро проблем не решить, – отмечает Сергей Собянин. – Поэтому необходимо сделать наземное метро, связки между ближайшими пригородами. Такой проект создан и в ближайшие годы будет реализован. Москва и Подмосковье получат еще 446 км наземного метро». Всего будет организовано 17 сквозных маршрутов – диаметров. Пересечь Москву по диагонали, не сделав при этом ни единой пересадки, можно будет за 30–40 минут, в зависимости от маршрута, в два раза быстрее, чем сейчас.
По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, все масштабные транспортные проекты планируется завершить в течение ближайшей пятилетки. Таким образом, к 2023 году в развитии транспортной системы Москвы произойдет настоящий прорыв: с учетом БКЛ, новых радиальных веток, Московских центральных диаметров длина линий подземного и наземного метро составит 1 тыс. км, а строительство хорд и рокад вместе с ЦКАД и другими дорогами позволит ввести более 1300 км улично-дорожной сети. «Реализация мегапроектов увеличивает инвестиции в основной капитал и налоговую базу, что позволяет городу выполнять все социальные обязательства перед москвичами», – подчеркивает Марат Хуснуллин.
Одним из новых обязательств, которое городские власти взяли на себя в 2017 году, является переселение жителей из домов, включенных в программу реновации, в современные здания, отвечающие столичному стандарту качества. Владимир Путин в своем выступлении на церемонии инаугурации заявил, что считает этот проект масштабным и важным и связывает с ним большие надежды. По его словам, программа позволит получить новое жилье миллиону москвичей и одновременно выработать стандарт улучшения жилищных условий для жителей пятиэтажек в других регионах страны. Вместе с тем президент обратил внимание на чувствительность жилищного вопроса и попросил городские власти прежде всего исходить из интересов конкретных людей.

Всего в программу реновации вошли 5171 дом и 350 тыс. квартир. На сегодняшний день новоселье справили уже более тысячи человек, недовольных пока нет. До конца года количество переселенцев как минимум удвоится – 34 стартовых дома практически готовы к приему жильцов. Кроме того, городские власти утвердили 256 площадок реновации, на которых к 2021 году планируется построить 3,8 млн кв. метров жилья, или 60 тыс. квартир, что позволит выполнить программу примерно на 15%.

Елена Егоршина

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»