Владимир Жидкин о развитии инфраструктуры ТиНАО

20.12.2017

«Новая Москва безгранична с точки зрения роста». Владимир Жидкин о развитии инфраструктуры ТиНАО и формировании общественной среды

Владимир Жидкин о развитии

Новая Москва, в отличие от города в старых границах, имеет мало ограничений в своем развитии. Сегодня ее площади, свободные от застройки, составляют 40 тыс. гектаров. Пятилетие развития присоединенных к столице территорий стали темой недавнего разговора главы департамента новых территорий правительства города Владимира Жидкина с экспертами и СМИ. Руководитель департамента рассказал о перспективах новой Москвы и ответил на вопросы журналистов, среди которых был и корреспондент «Московской перспективы».

 Какой ресурс развития имеют новые территории?
– Согласно разработанному и утвержденному Генеральному плану развития, в новой Москве можно построить 89 млн кв. метров жилья и 64 млн кв. метров коммерческой недвижимости. Численность населения вырастет до 1,5 млн человек. Учитывая то, что в новой Москве находятся два аэропорта, железные дороги Киевского и Курского направлений и ветки, соединяющие их между собой, а также самый крупный в Европе транспортно-железнодорожный хаб в Бекасове, ресурс развития очень большой. Мы планируем построить 1200 км новых магистральных дорог, расширить железнодорожные ветки Киевского и Курского направлений, построить две ж/д станции, провести метро с 20 станциями и протяженностью линий более 70 км. Площадь, свободная от застройки, составляет около 40 тыс. гектаров, это гигантский объем. Сегодня он находится у собственников, но при этом никак не мешает реализовывать проекты как жилой, так и нежилой недвижимости.
За пять лет было многое сделано – построено 8 млн кв. метров жилья, 70 км дорог, более 50 объектов социального назначения, создано 100 тыс. рабочих мест, разбиты 13 парков. Новая Москва развивается сбалансированно, одновременно появляются и дороги, и инженерные сети, и социальные объекты, и рабочие места.

 Как вы оцениваете привлечение инвесторов на эту территорию? Какой объем средств проинвестировал в новую Москву город?
– Инвесторов, которые приходят в новую Москву, более всего интересует наличие инфраструктуры, потому что без этого невозможно развитие большой территории. Именно на это город направляет большие средства, из бюджета уже проинвестировано более 150 млрд руб. Это одна шестая общего объема средств – 780 млн руб., которые направлены в проект новой Москвы бизнесом.
До 2021 года будет построено почти 300 км магистральных дорог. Это четырех- и шестиполосные автомобильные трассы, оснащенные системами освещения, пешеходными и велодорожками. Как только на карте новой Москвы появляется любая малая дорога, сразу же возникает новый маршрут общественного транспорта. По нашим планам, новые дороги появятся на Киевском направлении, что поможет улучшить трафик для подъезда к старой Москве, и на Курском направлении. Качество прокладываемых и уже построенных дорог соответствует самому высокому уровню, что помогает в разы сократить время подъезда к любой площадке. Например, раньше, чтобы добраться из Коммунарки до Бутова, а это расстояние в 10 км, нужно было потратить более часа. Сейчас для этого требуется всего 10 минут. Это же касается и других участков. Например, мы построили дорогу от Троицка до границы Московской области. Сегодня от Троицка можно через выезд на платную дорогу доехать за 40 минут. Ранее на это уходило 1,5–2 часа.
За четыре года мы построили четыре путепровода через железную дорогу, так, чтобы ни слева, ни справа от веток не было ни одного моста, где автомобилисты, чтобы преодолеть железнодорожный переезд, порой простаивают по нескольку часов.
Все инженерные сети к объектам, которые есть в Генеральном плане, имеют четкую трассировку (большая их часть проходит вдоль автомобильных дорог, хотя есть и прокладка через леса и поля). Строится водовод вдоль Калужского шоссе, первые питающие центры энергоснабжения, тепловые сети. Мэром принято решение о выделении 18 млрд руб. на сети газоснабжения, поскольку структуры Мособлгаза не могут обеспечить потребности новой Москвы. Словом, все первые урбанизированные участки уже «покрыты» сетями инженерии.

 Каковы планы по строительству социальных объектов?
– Построено 50 объектов за пять лет, и до 2035 года планируется возвести 125 объектов здравоохранения, 110 школ и 300 детских садов. Кроме этого большое внимание уделяется спорту. Генеральным планом предусмотрено не менее 700 объектов на новых территориях. Очень важное направление – создание объектов рекреации. Всего по Генплану должно быть построено 86 парков общей площадью 12 тыс. гектаров. Учитывая, что многие жители приобретают квартиры в новой Москве, чтобы оставаться там жить и работать, для них это крайне важно. Хотя и сами инвесторы создают рекреационные зоны в рамках и по соседству с теми площадками, развитием которых занимаются. Сегодня это один из факторов привлечения покупателей жилья.
Да и сама общественная среда формируется по новым принципам. Поэтому вся застройка новой Москвы, фасады домов выглядят по-новому. Уже нет инвесторов, которые бы подходили к этому так, как в прежние годы.

 Как, по-вашему, достаточен ли для новых территорий объем малоэтажной застройки? Ведь когда проект только начинался, на этом делался особый акцент.
– Из 8 млн кв. метров построенного жилья 25–30% приходится на мало-этажные объекты. Это таунхаусы, коттеджи, целые коттеджные поселки, а также трехэтажные многоквартирные жилые дома.

 То количество рабочих мест, которое организовывается на новых территориях, отвечает идее преодоления маятниковой миграции?
– Да, рабочие места – это один из важных драйверов гармоничного развития новой Москвы и, что немаловажно, источник поступления налогов в бюджет. За пять лет к 85 тыс. рабочих мест, существовавших ранее, добавлены 100 тыс. новых. Это увеличение зафиксировано во всех муниципальных образованиях, что тоже важно: процесс идет сбалансированно на всех новых территориях.
Рабочие места создаются на 95% за счет внебюджетных источников. Это направление сегодня является самым сложным. Мы пытаемся мотивировать инвесторов в этом процессе. И одна из мотиваций – это Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Правилами землепользования и застройки на ближайшую перспективу предусмотрено возведение более 15 млн кв. метров жилой недвижимости и 30 млн кв. метров нежилой, где и появятся рабочие места. Мэр города Сергей Собянин, глава стройкомплекса Марат Хуснуллин говорят о том, что без формирования нужного количества рабочих мест инвесторами город не будет выдавать разрешения на строительство дополнительных объемов жилой недвижимости.

 Затронул ли новую Москву процесс реновации?
– По этой программе определены все жилые дома, которые вошли в программу, и таковых 283. Постановлением правительства Москвы утверждены четыре площадки, еще четыре будут включены в общий список уже в первом квартале следующего года. С 2018 года на этих площадках начнут строиться дома под переселение.
И еще один интересный проект – ОАО «РЖД» решило построить на территории новой Москвы детскую железную дорогу. В Москве такой нет, хотя в субъектах РФ подобные проекты реализованы. Это будет замкнутая магистраль, на которой дети смогут учиться ездить на мини-локомотивах.

Наталья Крол

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»