Вопросы инклюзивного образования обсудили в Совете Федерации

Председатель комитета областного Собрания по образованию и науке Игорь Чесноков стал участником круглого стола, состоявшегося в Совете Федерации и посвященного обсуждению правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования школьников.
По информации федерального министерства образования, в 2016 2017 учебном году инклюзивно обучались 171 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 154 тыс. детей-инвалидов. По сравнению с 2015 годом, обучающихся с инвалидностью в инклюзивных классах стало на 9,3 тыс. больше. Это стало возможным благодаря работе по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием.
Вместе с тем, сохраняется и развивается система специального образования. Сейчас в России насчитывается 1625 специальных школ. Как отметила первый заместитель председателя профильного комитета Совета Федерации Лилия Гумерова, не важно, в каких организационных формах ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образование: в инклюзивной или коррекционной школе, в государственной или негосударственной образовательной организации. Важно, чтобы ему было обеспечено максимальное развитие и комфортные условия обучения. Ведь именно это является одним из основных условий успешной социализации и самореализации детей с ОВЗ.
В ходе совещания было отмечено, что за последние годы много сделано по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере, увеличилось количество воспитанников образовательных организаций из числа лиц с ОВЗ. По итогам 2016 года количество инклюзивных школ составило 9339 или 20 процентов всех школ страны. Для сравнения: в 2011 году всего в 2 процентах школ России имелись условия для инклюзивного образования.
В то же время, участники круглого стола обратили внимание на целый ряд проблем, имеющихся в сфере инклюзивного образования. Так, было внесено предложение разработать специальную программу повышения педагогических компетенций родителей детей с ОВЗ. Необходимы изменения и в подготовке педагогических кадров для инклюзивного образования. Важно также установить на федеральном уровне минимальные финансовые нормативы на обучение детей с ОВЗ, поскольку на сегодняшний день они отличаются по регионам более, чем в десять раз. Требуется корректировка нормативной базы и в части финансирования питания детей с ОВЗ в муниципальных школах, обеспечения дополнительных дотаций регионам с высокой долей таких детей для компенсации затрат.
Не менее важно сегодня, по мнению участников круглого стола, активизировать работу по формированию инклюзивной культуры. Поскольку одних законов и пособий недостаточно, нужно готовить общество родителей, детей, педагогов принимать особенных ребят такими, какие они есть, находить к каждому из них подход, уметь видеть их слабые стороны и выявлять таланты.
Мониторинг правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования, проведенный Советом Федерации, показал необходимость корректировки целого ряда нормативных актов, касающихся обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет как о федеральном, так и региональном законодательстве, отметил по итогам круглого стола председатель комитета областного Собрания по образованию и науке Игорь Чесноков. В Архангельской области несколько лет назад принята Концепция образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В первом полугодии 2018 года региональный парламент рассмотрит первые итоги реализации Концепции, а также предложения по внесению изменений в финансовые нормативы обучения детей с ОВЗ в школах Архангельской области.

Председатель комитета областного Собрания по образованию и науке Игорь Чесноков стал участником «круглого стола», состоявшегося в Совете Федерации и посвященного обсуждению правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования школьников.

По информации федерального министерства образования, в 2016 – 2017 учебном году инклюзивно обучались 171 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 154 тыс. детей-инвалидов. По сравнению с 2015 годом, обучающихся с инвалидностью в инклюзивных классах стало на 9,3 тыс. больше. Это стало возможным благодаря работе по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием.

Вместе с тем, сохраняется и развивается система специального образования. Сейчас в России насчитывается 1625 специальных школ. Как отметила первый заместитель председателя профильного комитета Совета Федерации Лилия Гумерова, не важно, в каких организационных формах ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образование: в инклюзивной или коррекционной школе, в государственной или негосударственной образовательной организации. Важно, чтобы ему было обеспечено максимальное развитие и комфортные условия обучения. Ведь именно это является одним из основных условий успешной социализации и самореализации детей с ОВЗ.

В ходе совещания было отмечено, что за последние годы много сделано по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере, увеличилось количество воспитанников образовательных организаций из числа лиц с ОВЗ. По итогам 2016 года количество инклюзивных школ составило 9339 или 20 процентов всех школ страны. Для сравнения: в 2011 году всего в 2 процентах школ России имелись условия для инклюзивного образования.

В то же время, участники «круглого стола» обратили внимание на целый ряд проблем, имеющихся в сфере инклюзивного образования. Так, было внесено предложение разработать специальную программу повышения педагогических компетенций родителей детей с ОВЗ. Необходимы изменения и в подготовке педагогических кадров для инклюзивного образования. Важно также установить на федеральном уровне минимальные финансовые нормативы на обучение детей с ОВЗ, поскольку на сегодняшний день они отличаются по регионам более, чем в десять раз. Требуется корректировка нормативной базы и в части финансирования питания детей с ОВЗ в муниципальных школах, обеспечения дополнительных дотаций регионам с высокой долей таких детей для компенсации затрат.

Не менее важно сегодня, по мнению участников «круглого стола», активизировать работу по формированию инклюзивной культуры. Поскольку одних законов и пособий недостаточно, нужно готовить общество – родителей, детей, педагогов – принимать особенных ребят такими, какие они есть, находить к каждому из них подход, уметь видеть их слабые стороны и выявлять таланты.

– Мониторинг правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования, проведенный Советом Федерации, показал необходимость корректировки целого ряда нормативных актов, касающихся обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет как о федеральном, так и региональном законодательстве, – отметил по итогам «круглого стола» председатель комитета областного Собрания по образованию и науке Игорь Чесноков. – В Архангельской области несколько лет назад принята Концепция образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В первом полугодии 2018 года региональный парламент рассмотрит первые итоги реализации Концепции, а также предложения по внесению изменений в финансовые нормативы обучения детей с ОВЗ в школах Архангельской области.