Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Михаилом Полубояриновым

Из
стенограммы:

Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Аэрофлот» Михаилом Полубояриновым

М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Михаил
Игоревич!

Мы с
Вами встречаемся впервые после Вашего назначения на пост руководителя
«Аэрофлота», нашего крупнейшего авиаперевозчика. Но Вы очень много лет
возглавляли финансовый блок «Аэрофлота», были председателем совета директоров,
так что в отрасли Вы человек опытный, профессионал и достаточно всем известны.

Я
хотел бы начать наш разговор с ситуации, связанной с пандемией, потому что она,
естественно, накладывает определённые ограничения на полёты авиакомпании. По
ряду международных направлений идёт турбулентность – и в нашу сторону, и в
перелётах из России, – и приводит, конечно, к определённым, серьёзным издержкам
авиакомпании. Хотел бы, чтобы Вы рассказали о положении дел в авиакомпании, в частности
сегодня, во время пандемии.

М.Полубояринов: Почти год назад была утверждена Президентом и Вами новая
стратегия развития группы «Аэрофлот». И вначале я коротко хотел бы
рассказать о некоторых элементах реализации нашей стратегии.

Сегодня
наша группа состоит из трёх авиакомпаний: «Аэрофлот», «Победа» и «Россия». Парк
самолётов на сегодняшний день составляет более 340 единиц, объём перевозок в
2019 году был 60 миллионов пассажиров, в 2020 году – 30 миллионов пассажиров,
то есть мы потеряли половину, в этом году очень надеемся, что перевезём 47
миллионов пассажиров. Каждый второй человек, который воспользовался воздушной
перевозкой, – это наш пассажир.

Ситуация
в авиации, как Вы уже сказали, действительно остаётся крайне сложной. Если
говорить о динамике общего пассажирооборота, то мир потерял к апрелю 2019 года
почти 65% пассажирооборота. Что касается России, то у нас восстановление
идёт гораздо быстрее, и пассажирооборот в России недобирает к 2019 году 38%.

Если
говорить о динамике пассажиров на внутренних линиях, то тоже есть интересная
статистика. По сравнению с апрелем 2019 года страны с маленьким внутренним
рынком чувствуют себя крайне плохо, и авиация без поддержки государства
практически могла бы не выжить. Например, Франция – 78% потери внутреннего
рынка. Если же говорить про большие страны, то, например, Китай практически
восстановился. Что касается России, то уже в январе 2021 года внутренний рынок
стал равен 2019 году, а в мае он превысил этот год на 28%. Таким образом,
Россия на сегодняшний день является глобальным лидером в восстановлении.

Несмотря
на все сложности, реализация стратегии идёт по плану. Парк дальнемагистральных
судов «Аэрофлота» пополнился и пополняется новыми воздушными судами последнего
поколения Airbus 350 с новым сервисом. Обеспечена связанность России с
миром за счёт широкой сети маршрутов, запланирован перевод операций в новый,
современный международный терминал C в Шереметьево. Создали новый международный
хаб в Красноярске, и с 1 июня он уже начал работать.

Несколько
слов о «Победе». «Победа» является драйвером роста нашей группы. Мы
прогнозируем рост пассажиропотока практически в 1,5 раза больше, чем это было в
прошлом году. «Победа» сегодня – лидер по эффективности использования
налёточасов компаний в мире на один тип и единственная компания, которая
показала прибыль в 2020 году.

Авиакомпания
«Россия» также демонстрирует рост пассажиропотока. За счёт ввода новых 34
воздушных судов «Суперджет» мы открыли 34 новых направления и значительно
увеличили налёт на «Суперджете».

Таким
образом, наша стратегическая задача сегодня – это трансформация группы
«Аэрофлот» таким образом, чтобы быстрее реагировать на изменение спроса в
условиях рынка,  в частности за счёт внутригрупповой гибкости.

Одним
из инструментов достижения стратегической цели повышения мобильности населения
является наш новый подход к формированию маршрутной сети. В этом году мы
создали новую сеть из трёх авиакомпаний в нашем хабе в Шереметьево. Запустили
рейсы из региональных центров на курорты юга России. И эти элементы – запуск
новых маршрутов, поддержание большого уровня стыковок – приводят к повышению
доступности перевозок. Выход «Победы» на рынок обеспечивает снижение цен в
экономклассе, а наличие нескольких перевозчиков на основных линиях
обеспечивает всех пассажиров соответствующим уровнем сервиса и уровнем
стоимости билетов.

Несколько
слов о финансовых и производственных результатах в условиях ограничения
перевозок. В I квартале 2021 года снижение пассажиропотока группы
произошло на 41% к 2019 году и на 32% к 2020 году. Безусловно, основным
сдерживающим фактором остаётся ограничение международных полётов.

Стабильный
рост у «Победы» – 35% рост пассажирооборота к позапрошлому году и к прошлому
году – плюс 10%. Несмотря на это, падение выручки группы составляет 39%. Вместо
124 млрд в I квартале 2020 года получили 75. Но, Михаил Владимирович, хотел
обратить Ваше внимание, что наш финансовый результат за I квартал, так
называемый сезонный чистый убыток, практически не вырос, остался на том же
самом уровне, как в I квартале 2020 года до пандемии, благодаря мерам
оптимизации и повышения эффективности в компании.

Эти
меры, которые были приняты менеджментом, достаточно неплохо восприняты рынком.
Идёт рост цены акций – с 60 рублей до 70 рублей, то есть рост 17% после
последнего размещения. Совсем недавно был присвоен высокий кредитный рейтинг
«Аэрофлоту». И 10 июня мы разместили облигации на 24,7 млрд рублей. Выпуск был
крайне успешный. Спрос превышен почти в 4 раза. Так что мы считаем, что
инвесторы смотрят на нас достаточно неплохо.

М.Мишустин: Несмотря на распространение
коронавируса, самое главное для авиакомпании – это стабильность. И там, где
ситуация с эпидемией позволяет выполнять рейсы, должны быть стабильные рейсы,
без задержек, без отмены – это то, что всегда отличало «Аэрофлот» с лучшей
стороны. Это всегда было такой, если хотите, визитной карточкой
«Аэрофлота».

И конечно, особое внимание
необходимо уделить здоровью пассажиров. Какие меры принимаются «Аэрофлотом»,
для того чтобы защитить пассажиров от коронавируса, минимизировать риск
заражения? 

М.Полубояринов: Безусловно, «Аэрофлот» крайне
серьёзно к этому относится. И мы строго контролируем соблюдение требований
Роспотребнадзора. Это и ношение средств индивидуальной защиты на борту,
специальная обработка воздушных судов, контроль наличия ПЦР-тестов для
пассажиров на международных рейсах.

И несколько слов хотел бы сказать
о программе, которая была уже освещена в средствах массовой информации. Это
программа, которую мы назвали «Мили вакцинации». «Аэрофлот» первый в мире в гражданской
авиации проявил инициативу – поощрение пассажиров за вакцинацию. 100 млн миль
будет перечислено первым 10 тысячам пассажиров, которые
полетят вакцинированные. С момента начала программы 15 мая в ней
зарегистрировалось уже 1,5 тысячи пассажиров. А 500 пассажиров уже получили
свои мили. 10 тыс. миль, которые получают они на свой счёт, это достаточно
весомая цифра. Это билет, это возможность полететь, например, в Сочи или
Симферополь.

Конечно, мы и собственный
персонал поддерживаем. У нас есть определённые программы поощрения. Как минимум
мы предоставляем день оплачиваемого отпуска и другие привилегии. Поэтому мы
поддерживаем коллективный иммунитет.

М.Мишустин: Михаил Игоревич, здоровье пассажира
всегда в приоритете. Я абсолютно уверен, что так это и в «Аэрофлоте».

Хотел бы ещё поговорить о
специальной программе по социально значимым маршрутам. Речь идёт в первую
очередь о Калининградской области, Крыме, полётах на Дальний Восток. Вы знаете,
что только в этом году Правительство выделило 5 млрд рублей субсидирования,
чтобы перелёты для жителей Дальнего Востока стали доступнее. Это нам поручал
Президент, он говорил о связанности России. Чтобы сделать в первую очередь
доступной возможность перелёта людей как внутри региона, так и страны, ну а
Дальний Восток наиболее удалён в этом смысле от центральных областей Российской
Федерации.

Кроме того, были установлены
и плоские тарифы с фиксированными низкими ценами. Хотел бы узнать, как идёт
выполнение этих программ, какая динамика по сравнению с прошлым годом и сколько
пассажиров смогут в этом году воспользоваться такими предложениями.

М.Полубояринов: Выполняя нашу стратегию, мы большое
внимание уделяем государственным социальным программам. Мы продолжаем выполнять
программу, одобренную Президентом, программу плоских тарифов: Дальний Восток,
Симферополь, Калининград. Применяется фиксированный тариф. До 2,5 миллиона
человек в 2021 году должны воспользоваться этой программой – против 1,6
миллиона человек, которые были в 2020 году и 2,3 миллиона в 2019-м. Таким образом,
программа плоских тарифов позволит охватить даже больше, чем было в 2019 году.

По итогам пяти месяцев летало
более 730 тысяч пассажиров из 2,5 миллиона, которые мы планировали.

М.Мишустин: А Дальний Восток – есть отдельная цифра?

М.Полубояринов: Дальний Восток – из 2,5 миллиона это
1,6 миллиона пассажиров.

М.Мишустин: Да, уже прилично. Потому что мы начинали с
меньшей цифры. Это очень важно. Многие, когда я посещал Дальний Восток,
говорили об этом. И сейчас мы общаемся с дальневосточниками, очень сильно
благодарят за это. Потому что это возможность, конечно, и мобильности, и
путешествий, и отдыха.