Вся история МКАД на страницах газеты Московская Перспектива

12.12.2017

«И на асфальт падают серые капли бетона». Вся история МКАД на страницах нашей газеты

Вся история МКАД на страницах газеты

Месяц назад Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) отметила свой 55-летний юбилей. По страницам архивов нашей газеты можно проследить всю историю этой магистрали, а также то, как менялось отношение к этой трассе горожан и журналистов.

МКАД в 1960 году определила границы Москвы, которые являлись таковыми до 1984 года. Если сегодня в обществе устоялось понятие «новая Москва» после расширения территории столицы с 2011 года, то в 1960-х, когда город вырос до границ МКАД, журналисты нашей газеты использовали словосочетание «Большая Москва». Тех, кто возводил районы на окраинах, называли «Строителями Большой Москвы». Именно так – каждое слово с большой буквы.

Строительство существующего сегодня маршрута МКАД началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года. Любопытно, что в газете «Знамя строителя» этот момент не нашел отражения. Дорожному строительству вообще в 1960-е годы в СМИ не уделялось большого внимания. Что, в общем-то, понятно – личного транспорта в городе было мало. При этом высокими темпами шло строительство 4–5-этажных жилых домов упрощенной конструкции, а также магазинов, детских садов, поликлиник, школ в новых районах. В последующие 10 лет в 5-этажки переехала из бараков треть населения Москвы. Темы строительства жилья и соцобъектов были в приоритете. Ситуации на стройках освещались очень подробно, можно было встретить большие публикации, в которых рассказывалось, как бригада электромонтеров на два дня задержала выход отделочников одного конкретного дома. И так из номера в номер.

В 1962 году, когда было завершено строительство МКАД, об этой трассе было всего две публикации. Несколько строчек в начале года, в материале о планируемых к сдаче объектах, и репортаж, когда трассу запустили. Причем вышел он спустя две недели после открытия дороги, а через весь текст прослеживалась грандиозная массовая застройка вблизи Кольцевой. Вот что писала тогда газета:

«Черная лента автострады мягкими волнами перехлестнула пролески, овраги, прошла по болотцам, надвое разрезала деревеньки. Ревет мотор машины, и бетонная лента покорно ложится под колеса. <…> Впереди все время убегает от нас и не может убежать серый от бетона самосвал. Задний борт его пригнан неплотно, и на асфальт падают серые капли бетона. Куда везут этот бетон, ведь 109 километров Кольца уже готовы. Любопытство заставляет нас поторопиться вслед за самосвалом <…> Поодаль от дороги, на взгорке, вольно взметнулось светлое, полное солнца здание. Над козырьком входа надпись, которая вскоре загорится неоновыми огнями, – «Гостиница».

Развязки на МКАД, которые на протяжении последних лет перестраивал город, мы сегодня именуем «клеверными» или «клеверного типа». Когда трасса только была сдана в эксплуатацию, наша газета писала о ней: «На 109-километровой трассе ни одного пересечения. У каждого шоссе лепестковые разъезды. Красивое сочетание – лепестковый разъезд. Впрочем, эта система дорог и в самом деле напоминает лепестки цветка».

Реконструкция МКАД, которая проводилась в 1990-х годах, когда двухполосную трассу, погрязшую в пробках, расширили до 5 полос в каждую сторону, напротив, была одной из главных тем нашей газеты. Это объясняется вниманием общественности, ведь количество машин в городе росло гигантскими темпами. В 1994 году в Москве насчитывалось уже 1,5 млн автомобилей, а пока шла реконструкция МКАД, то есть до 1998 года, автопарк столицы вырос до двух миллионов. Теме реконструкции Кольцевой автодороги с 1995 по 1998 год посвящено около сотни материалов нашей газеты.
Читатели советуют

Газета должна быть действенной

Первые же номера «Знамени строителя» пробудили интерес читателей к своей газете. Это хорошо. Хочется, чтобы и дальше авторитет газеты возрастал. А для этого, на мой взгляд, надо, чтобы ни одно критическое выступление газеты не оставалось без ответа.
Редакции необходимо с первых же дней бороться за действенность помещаемых материалов. Мы ждем в газете рубрики «По следам наших выступлений».
А. Фомин, заместитель управляющего трестом Мосстрой № 7

Андрей Макарский

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»