Рынок растет, темпы все выше
По итогам 2017 г. выручка 20 крупнейшихпоставщиков ИТ в ритейл выросла на 22,7% с p39,98 млрддо p49,1 млрд. Таким образом, темпы роста отрасли практическивернулись к показателю 2014 г., когда они составляли 25,4%. Порог входа врейтинг в 2017 г. составил p250 млн, что почти на 30% больше,чем годом ранее.
Совокупная выручка пятерки лидеров рейтингасоставила 70% от совокупной выручки всех его участников, что несколько вышетрадиционного показателя 60%. Это произошло благодаря почти трехкратномуувеличению выручки компании «Атол», занимавшей в прошлом году пятое место, а теперьпереместившейся на первое. Причина такой трансформации очевидна – «Атол»является одним из крупнейших участников инициированного ФНС России истартовавшего в 2017 г. процесса перехода на онлайн-кассы. В пятерке лидеровтакже Softline (p10,7 млрд), Maykor (p5,8 млрд), ЦФТ (p2,8 млрд),«Инфосистемы Джет» (p2,3 млрд).
Динамика рейтинга CNews «Крупнейшие поставщики ИТ в ритейл»
Новые задачи ИТ в ритейле
Безусловно, самым значительным событиемпрошедшего года стали модернизация и замена парка ККМ в соответствии стребованиями 54-ФЗ. Огромный объем задач по модернизации касс отразился наобщих тенденциях ИТ-рынка: большинство ритейлеров в 2017 г. не спешили начинатьпараллельные проекты.
Теперь у них появилась возможность заняться идругими актуальными для бизнеса проблемами. Речь идет, в первую очередь, орасширении каналов продаж. Вторая задача ритейлеров – удержание ужесуществующих и привлечение новых клиентов путем сбора максимально возможногоколичества информации о клиентском опыте, ее анализ (большие данные) иформирование программ лояльности, запуск промоакций, помогающих увеличитьпродажи.
Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2017
№ 2017 | № 2016 | Название организации | Город | Совокупная выручка от проектов в рознице в 2017 г. (включая НДС, в тыс.руб.) | Совокупная выручка от проектов в рознице в 2016 г. (включая НДС, в тыс. руб.) | Рост выручки 2017/2016, в % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 5 | Атол* | Москва | 12 764 400 | 3 434 692 | 272% |
2 | 1 | Softline | Москва | 10 752 132 | 8 900 000 | 21% |
3 | 2 | Maykor | Москва | 5 833 639 | 5 592 567 | 4,3% |
4 | 3 | ЦФТ | Москва | 2 783 664 | 3 948 712 | -29% |
5 | 7 | Инфосистемы Джет | Москва | 2 308 854 | 1 943 291 | 19% |
Источник: CNews Analytics, 2018
Еще одна важная задача – автоматизациявспомогательных бизнес-процессов, которая повысит эффективность работы исократит затраты, таких как прогнозирование спроса и автоматизированный заказтоваров, а также управление ценообразованием.
Наиболее продвинутые ритейлеры делают первые шагинавстречу технологиям искусственного интеллекта. Не утихают страсти вокруг«умных» магазинов. Также ритейлеры активно внедряют интернет вещей в различныевиды хозяйственной деятельности.
Медленно, но верно завоевывают рынок ритейлатехнологии виртуальной реальности. Ритейлеры всех масштабов активно переходят воблака. Особенно востребован в России их гибридный вариант, когда частьинформационных ресурсов заказчика расположена на локальных мощностях, а часть –в облаке. Это позволяет существенно сократить затраты, повысить безопасность исделать ИТ-инфраструктуру более гибкой – например, перераспределять ее в периодпиковых нагрузок.
Очевидно, что все сказанное выше имеет отношениепо большой части к крупным и средним сетевым магазинам. Тем не менее, всеобщаяцифровизация да еще и при наличии стимулов со стороны государства не могла несказаться и на небольших розничных предприятиях, где пока еще стоит задачанавести порядок в учете.