Высокие технологии помогают метростроевцам увеличивать темпы строительства

24.10.2017

Мировые ноу-хау экономят время и деньги. Высокие технологии помогают метростроевцам увеличивать темпы строительства

темпы строительства

Одной из главных составляющих успешного возведения новых участков и линий московского метро, безусловно, является упорный труд тысяч строителей из нескольких стран мира, которые часто ведут работы в круглосуточном режиме. Однако даже колоссальных человеческих усилий было бы недостаточно без использования самых современных технологий, которые применяются при строительстве столичной подземки. Хотя строительная отрасль сама по себе является высокотехнологичной, нацеленной на максимально оперативное внедрение передовых технологий, позволяющих повысить качество строительства и снизить его сроки, но и в среде высоких технологий метростроение стоит особняком. Вот некоторые из «подземных» ноу-хау, в использовании которых московские метростроители стали пионерами.

Со щитом по главной артерии
Одной из важнейших технологий, используемых при строительстве метрополитена в Москве, является применение тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Такие комплексы, называемые в обиходе щитами, используются для создания главных артерий метрополитена – его тоннелей. Работа комплексов состоит из двух циклов: сначала разрабатывается грунт, затем производится монтаж блоков.
На сегодняшний день Москва является одним из мировых лидеров по насыщенности ТПМК – щитов в городе уже более 20. Тем не менее их количество продолжает увеличиваться.

Испанские технологии
Одним из ноу-хау, применяемых в московском метро в последние годы, стало строительство станций с использованием так называемых испанских технологий. Суть данной методики в том, что станции проектируются с двумя путями посередине и платформами по бокам. Чтобы построить таким образом станцию, работу по прокладке тоннеля ведет специальный 10-метровый ТПМК. Первый такой щит заработал в Москве в конце 2016 года на Кожуховской линии метро, также строительство двухпутных тоннелей запланировано на Третьем пересадочном контуре. Преимущество данной технологии заключается в экономии времени, которое затрачивается на проходку, а также в уменьшении количества людей, занятых на работах. В свою очередь, все это положительно сказывается на стоимости строительства.

В самых сложных условиях
Ещё одной технологической особенностью возведения метрополитена в Москве является необходимость строительства ряда станционных комплексов глубокого заложения. Это станции, расположенные на глубине более чем 20 метров под землей. Необходимость строительства таких станций вызвана плотной застройкой в центре города и водонасыщенными грунтами. Компетенция московских строителей позволяет вести работы в самых сложных условиях. Тем не менее возведение станций глубокого заложения является дорогостоящим проектом. В связи с этим технология применяется лишь в условиях, когда строительство неглубокой станции невозможно. Одной из главных особенностей технологии глубокого заложения является строительство тоннелей наклонного хода, которые позволяют связать станцию с поверхностью с помощью эскалаторов. Именно московские строители первыми в мире стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон с помощью тоннелепроходческих щитов.

Глубоко замораживают
Сложные гидрогеологические условия города (водонасыщенные грунты и плывуны) вынуждают строителей прибегать к специальным методам для закрепления грунтов. Для решения данной проблемы в грунте устанавливаются замораживающие колонки. В результате создается устойчивый грунтовый массив, в котором производится сооружение выработки, вода замерзает, а грунт становится более устойчивым и пригодным для проходческих работ.

Всеми фибрами бетона
Фибронабрызгбетон – еще один способ укрепления выработки. Суть технологии в том, что бетонную смесь с добавлением в нее коротких волокон из стальных или синтетических нитей (фибры) под давлением сжатого воздуха набрызгивают на свод, стены и потолок тоннеля в несколько слоев. Чтобы бетон не стекал, в него вводят особые добавки. В результате использования данной технологии удается добиться сокращения расхода материалов и времени работ.

Петр Иванов

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»