Выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа фокусируется на его театральном наследии.

Выставка «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» откроется в Шереметевском дворце

Выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства к 150-летию со дня рождения Александра Бенуа фокусируется на его театральном наследии. На выставке экспонируются эскизы и фотографии, макеты и сценические костюмы из более чем 20 спектаклей в оформлении художника, от первых опытов на Императорской сцене (опера Рихарда Вагнера «Гибель богов») до работ последних лет для миланского театра Ла Скала и труппы Сола Юрока, крупнейшего американского импресарио XX века. Особенно подробно представлены материалы к балету «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского – наиболее значимому в творчестве Александра Бенуа спектаклю, для которого художник создал и оформление, и либретто.
 

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), пожалуй, самый известный представитель одной из влиятельнейших художественных династий России. За почти 90-летнюю жизнь он оставил заметный след в русском и европейском искусстве как художник, художественный критик, историк искусства, режиссер, либреттист и музейный деятель.
 

Выставка «Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки» раскрывает лишь одну ипостась этого деятеля русской и европейской культуры. На выставке представлены эскизы художника к спектаклям Мариинского театра, Ballets Russes Сергея Дягилева, труппы Иды Рубинштейн, Парижской оперы, а также для собственных постановок на сцене Московского художественного театра и петроградского Большого драматического театра – всего более сотни эскизов из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.
 

Специальное внимание на выставке уделено двум спектаклям, которые прославили Александра Бенуа как театрального художника и определили две ведущие темы в его театральном творчестве – европейскую, связанную с образами и сюжетами от Средних веков до Нового времени, и русскую, корнями уходящую в петербургское детство Бенуа с ярмарочными гуляниями, представлениями Императорских театров, невской панорамой и поэзией Пушкина. Это балеты «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина и «Петрушка» Игоря Стравинского, поставленные для антрепризы Сергея Дягилева. Большое количество эскизов, подлинные сценические костюмы и фотографии к «Павильону Армиды» и «Петрушке» дают полное представление о сценографии легендарных постановок. Но главное – они наглядно демонстрируют огромное значение, которое эти образы (в особенности – фигура Петрушки) имели для Александра Бенуа на протяжении всей его творческой жизни.

Куратор выставки – Елена Грушвицкая.
 

Выставка открыта для посетителей с 18 декабря 2020 года до 14 марта 2021 года.