Выставка станет первой крупной экспозицией работ художника с 1969 года. Зрители увидят более 100 произведений из музеев и частных собраний Петербурга и Москвы.

Выставка станет первой крупной экспозицией работ художника с 1969 года. Зрители увидят более 100 произведений из музеев (Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства) и частных собраний Петербурга и Москвы. Живопись и графика, эскизы театральных работ и проекты революционного украшения Петрограда, скульптура и фарфор, эскизы иллюстраций и книжные издания, представленные на выставке, охватывают весь период творчества Альтмана — конец 1900-х годов – 1960-е годы – и многообразие жанров и техник, в которых работал художник.

С самого начала творческого пути Натан Исаевич Альтман демонстрировал независимость и свободу художественного выбора. Не завершив полное обучение в Одесском художественном училище и получив диплом об окончании 4 классов, он уехал в Париж, где снимал мастерскую в знаменитом «Улье» и посещал Русскую художественную академию Марии Васильевой. Затем, с целью переехать в Петербург, Альтман получил диплом живописца вывесок и оказался в гуще столичной жизни, где не утихали споры между «мирискусниками» и авангардистами. Близко общаясь с представителями разных объединений, Альтман не вошел ни в одно из них и не ограничивался тем или иным «измом», проявляя себя в разных видах, жанрах и стилях искусства.

Среди ранних работ художника зрители увидят пейзажи «Весна» 1908 года (частное собрание, Москва; бывшее собрание А.Н. Володчинского) и «Осень в парке» (собрание KGallery). Абстрактная живопись 1910-х годов будет представлена картинами «Натюрморт с синим графином» 1912 года (Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва) и «Беспредметная композиция РСФСР» 1918–1920 гг. (ГРМ). «Зимний пейзаж. Пермь» 1942 года (ГМЗ «Петергоф») и «Портрет Ильи Палеева»1960 года (собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург) проиллюстрируют поздний этап творчества Альтмана. Среди редких графических работ на выставке покажут законченные листы к еврейской азбуке Ф. Шаргородской (ГМЗ «Петергоф»; собрание KGallery), рисунок «Божий ангел зимним утром. Портрет Анны Ахматовой» 1914 года (собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург), сохранившиеся иллюстрации к поэме А.А. Блока «Двенадцать» 1970 года (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства). Зрители также получат редкую возможность увидеть агитационный фарфор, в частности, один из первых примеров нового советского декоративно-прикладного искусства — тарелку «Земля трудящимся» 1918 года (собрание KGallery). Кроме знакового скульптурного «Портрета молодого еврея (Автопортрета)» 1916 года (ГРМ) впервые вместе будут экспонироваться три варианта фигур «Под солнцем», изображающих жену Альтмана И.В. Щеголеву (собрание KGallery; собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва; частное собрание, Санкт-Петербург).

К открытию выставки готовится издание каталога, программа экскурсий и тематических встреч.

Выставка продолжит работу до 13 июня 2021 года.