Художник пришел к истоку

Выставка Николая Сметанина «Путь к истоку» (0+), приуроченная к его 60-летию, открылась в Нижегородском государственном художественном музее (Кремль, корпус 3) 8 февраля. В экспозиции представлены произведения разных периодов: начинал он со станковой живописи, но позже перешел к монументальной, стал расписывать храмы и создавать иконы. По словам куратора, искусствоведа Натальи Соколовой, этот факт нельзя назвать неожиданным, поскольку к духовной проблематике он обращается на протяжении всей творческой деятельности.

Выставка Николая Сметанина «Путь к истоку» (0+), приуроченная к его 60-летию, открылась в Нижегородском государственном художественном музее (Кремль, корпус 3) 8 февраля. В экспозиции представлены произведения разных периодов: начинал он со станковой живописи, но позже перешел к монументальной, стал расписывать храмы и создавать иконы. По словам куратора, искусствоведа Натальи Соколовой, этот факт нельзя назвать неожиданным, поскольку к духовной проблематике он обращается на протяжении всей творческой деятельности.

Притча на полотне

Выставка расположилась в одном зале на третьем этаже. Тематически она поделена на два раздела. В одном показаны картины Николая Сметанина периода активной деятельности под эгидой общества свободных художников «Черный пруд». Это три притчевых полотна из серии «Источники»: «Источник 4 (северный)», «Источник 5» и «Ангелы у колодца». «Героями в них являются некие библейские персонажи, при этом он не пишет определенные религиозные сюжеты. Мы не можем определить, где и какой апостол изображен. Он создает собирательный образ праотцев», – отмечает Наталья Соколова.

Также из станковой живописи представлены работа «Строительство колодцев», в которой многие видят аллюзии к «Андрею Рублеву» Андрея Тарковского, и пейзаж «Сентябрь», отсылающий к живописи Питера Брейгеля и других голландских художников эпохи Средневековья. «Для искусства Средневековья и для живописи Сметанина характерен замедленный ритм, отражающийся в цветовых пятнах и линиях», – поясняет эксперт.

На выставке представлены иконы храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона

Современно и по канону

Второй раздел посвящен монументальной религиозной живописи Николая Сметанина. К ней он пришел в 1992 году. В одном из интервью сам мастер говорил, что переход к ней он считает естественным для художника-христианина. «Иконописание – это другой мир. Храмовая роспись – другая вселенная. Это другое решение пространства, другие материалы и технологии, в конце концов другой образ жизни», – подчеркивает куратор выставки.

Обучение Сметанин прошел в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского, где в начале 1900-х была организована иконописная мастерская. Его первой иконописной работой в сотворчестве с другими соучениками под руководством Якова Васильченко стал иконостас для кафедрального собора. В свою очередь, первой монументальной работой стала фигура в алтаре храма Свято-Никольского женского монастыря в Переславле-Залесском. Также в его послужном списке соборы в Северной Осетии, в Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Сегодня он работает над эскизами храма в Астрахани.

В экспозиции в НГХМ представлены эскизы, фотографии росписей и иконы храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Нижнем Новгороде (проспект Ильича, 56). Над убранством последнего художник работал в 2012–2015 годах совместно с коллегами из иконописной мастерской «Традиция». Удивительно, но храмовая роспись в его исполнении выглядит современно и даже стильно. При этом каноны соблюдены.

Как «Патриотам Нижнего» рассказала Наталья Соколова, художник, создавая роспись, опирался на пожелание детей, для которых он это делал (храм находится на территории Автозаводского детского дома-интерната). Они сказали: «Хотим увидеть кусочек рая». Светло-голубые праздничные тона, «летящие», практически «танцующие» фигуры святых вдохновляют и привносят в душу успокоение.

– Николай Сметанин очень трепетно относится к канону, но пишет при этом по-своему. У него четкий ритм в линиях, цвете, фигурах. Это то, что гармонизирует композицию, – говорит искусствовед. – Когда художник приступил к работе, он уже знал, что хочет в итоге получить. Им были продуманы все детали.

Посетить выставку в НГХМ можно до 1 апреля.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА