Японская Nikken Sekkei готова подключиться к разработке проекта ТПУ в городе-спутнике Южный

Южный - Nikken Sekkei

ООО «Город-спутник Южный» и японское архитектурное бюро Nikken Sekkei прорабатывают возможное сотрудничество в рамках разработки проекта строительства транспортно-пересадочного узла на территории первого этапа города-спутника. Специалисты бюро готовы дать предложения по планировке объекта, его функционалу и оптимизации финансовой модели на основе лучших практик строительство транспортных узлов в ведущих мегаполисах мира. Проект ТПУ будет готов к 2022 году.
Переговоры о сотрудничестве сторон состоялись в рамках реализации совместного российско-японского проекта «Умный город» в Санкт-Петербурге и на площадке Объединения строителей Санкт-Петербурга. Проектные предложения для реализации транспортно-пересадочных узлов представил исполнительный директор Nikken Sekkei Фади Джабри. По его словам, в портфеле бюро есть ряд эффективных кейсов реализации межтранспортных объектов, построенных по принципу транзитно-ориентированного проектирования (TOD). Такие объекты как Izumi Garden, Queen’s Square Yokohama, станция Сибуя в Японии строятся с прицелом на интеграцию станции в окружение, городское пространство, беспрепятственное сообщение между ними, повышение капитализации земли вокруг транспортного узла и недвижимости поблизости.
Схема создания транспортных хабов, интегрированных в коммерческие и жилые пространства пока нова для России и ограничена градостроительными нормами. Однако положительный опыт строительства в нашей стране у Nikken Sekkei уже появился – это ТПУ «Ботанический сад», «Варшавская» в Москве и др.
Фади Джабри добавил, что в приросте стоимости земли в зоне ТПУ, по словам эксперта, участвуют власти, повышая ценность земли регулирующими постановлениями и сменой зонирования участков, но основную роль играют именно частные инвестиции – вложения девелоперов и транспортных компаний. Возвратность инвестиций обеспечивается за счет генерации денежного и пассажиропотока, аренды и сферы услуг.
Представители ООО «Город-спутник Южный» сообщили, что для транспортно-пересадочного узла будет разработан отдельный проект и компания готова к взаимодействию с японскими архитекторами в рамках специальных рабочих групп. В ходе деятельности такой рабочей группы японские коллеги могут помочь в разработке концепции объекта и, в дальнейшем, его мастер-плана.
Транспортно-пересадочный узел построят на территории, прилегающей к комплексному научно-образовательному и инновационному центру ИТМО Хайпарк. Он будет базироваться на существующей железно-дорожной платформе «Лесное (29 км)». Транспортный узел, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, является ТПУ регионального (агломерационного) значения. Это означает, что данный ТПУ будет обеспечивать территориальное единство регионов.
Создание объектов улично-дорожной сети на первых этапах проекта и строительство ТПУ включены в Схему транспортного обслуживания территории ЮПЗ (Южная Планировочная Зона), разработанную СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга». Ожидается, что ТПУ свяжет сразу несколько видов общественного транспорта: внутригородское и международное автобусное сообщение, электропоезда (согласно концепции развития железнодорожной инфраструктуры, разрабатываемой АО «РЖД», предусмотрена организация тактового движения поездов по железнодорожной линии Петербург – Гатчина-Варшавская), а также новую ветку легкорельсового трамвая.
Участники рабочей группы договорились провести осенью конференцию, посвященную вопросам интеграции новаторского урбанистического опыта Nikken Sekkei в практику строительства ТПУ в Санкт-Петербурге.

Справка:

Город-спутник Южный – новый район Санкт-Петербурга, где планируется создание комфортной городской среды и новых центров притяжения и развития города и области. Здесь будет расположен «ИТМО Хайпарк» (ориентировочно 100 га) – совместный проект Правительства РФ, Санкт-Петербурга, ООО «Город-спутник «Южный» и Университета ИТМО.
Земельный актив (2012 га) в Пушкинском районе находится в крайне перспективной локации:
– в дворцовом треугольнике Гатчина-Пушкин-Петродворец;
– рядом с Аэропортом Пулково и КАД, с примыкающим Киевским шоссе и двумя ж/д станциями на территории, в 12 км от конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум».
Город-спутник Южный является стратегическим проектом Санкт-Петербурга и входит в шорт-лист приоритетных проектов РФ. В Южном будет около 3,8 млн кв. м жилья для 134 тыс. человек. Площадь коммерческой недвижимости составит около 0,6 млн кв. м. Также в новом районе будет создано более 40 тыс. рабочих мест.

Компания Nikken Sekkei, основанная в 1900 году и имеющая в настоящее время зарубежные филиалы в Китае, Южной Корее, Вьетнаме, ОАЭ, имеет богатый опыт реализации масштабных проектов комплексного развития городских районов как в Японии, так и за рубежом, включая Россию. Она стабильно входит в тройку лучших архитектурных бюро мира. На данный момент компания занимает 2-е место по общему проектированию и 1-е место по разработке мастер-планов. С момента основания компания спроектировала более 25 000 проектов в более чем 250 городах в 50 странах. В частности, компания участвовала в проектировании застройки в Москве на территории бывшего Рижского грузового двора, комплекса «Сбербанк Сити», в районе станции метро «Варшавская». В 2016 году победителем открытого конкурса на строительство транспортно-пересадочного узла «Ботанический сад» стала девелоперская компания «Пионер» с проектом комплексного развития пристанционного пространства, разработанным при участии японского архитектурного бюро.
В марте 2020 года проект Nikken Sekkei победил в проведенном компанией «Газпром-нефть» закрытом международном конкурсе на разработку концепции развития участка на Охтинском мысе в Санкт-Петербурге.