Юго-Восточная хорда станет ключевым проектом дорожного строительства Москвы

Юго-Восточная хорда (ЮВХ) является крупнейшим проектом в сфере дорожного строительства Москвы на ближайшие годы. Она позволит улучшить транспортную ситуацию на востоке, юго-востоке и юге столицы, заявил Сергей Собянин во время осмотра строящегося участка от Рязанского проспекта до Третьего транспортного кольца (ТТК).

По его словам, активное дорожное строительство в Москве продолжается, несмотря на проблемы, связанные с пандемией.

«Глобальными проектами являются хорды: Северо-Западная хорда построена, Северо-Восточная хорда построена на две трети, и один из самых молодых проектов — Юго-Восточная хорда, которая сегодня уже тоже построена на треть. Мы находимся на одном из ключевых участков, который соединяет Третье транспортное кольцо, основной ход Юго-Восточной хорды и шоссе Энтузиастов. Делаем развязки, эстакады над путями МЦД-2, МЦК и так далее», — отметил Сергей Собянин.

Юго-Восточная хорда пройдет от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе, соединив между собой крупные автомобильные магистрали города: Северо-Восточную хорду, Рязанский проспект, Третье транспортное кольцо, Волгоградский проспект, Шоссейную улицу, Каширское шоссе, Каспийскую улицу, Южную рокаду, улицы Подольских Курсантов и Липецкую, МКАД с выходом в ТиНАО через магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Новая хорда обеспечит диагональную связь между востоком, юго-востоком, югом и юго-западом столицы, снизив транспортную нагрузку на центр, ТТК, МКАД и вылетные магистрали. Она улучшит транспортное обслуживание жителей 22 районов Москвы: Нижегородского, Лефортова, Перова, Рязанского, Соколиной Горы, Печатников, Южнопортового, Текстильщиков, Нагатинского Затона, Курьянова, Марьина, Люблина, Москворечья-Сабурова, Царицына, Орехово-Борисова Северного, Западного Бирюлева, Северного и Южного Чертанова, Северного и Южного Бутова, Даниловского, Нагатино-Садовников. В них живут около 2,5 миллиона человек.

Протяженность основного хода Юго-Восточной хорды — около 28 километров. Всего с учетом съездов и реконструкции прилегающих улиц будет построено более 100 километров дорог, 59 искусственных сооружений протяженностью 24 километра и 13 пешеходных переходов.

Этапы строительства

Строительство Юго-Восточной хорды разделено на 10 участков. На семи из них уже идут работы. Это участки от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта; от Рязанского проспекта до ТТК; от Грайвороновской до Шоссейной улицы; от Шоссейной улицы до улицы Полбина; от улицы Полбина до Курьяновского бульвара; от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы, включая транспортную развязку на пересечении с Каширским шоссе; от путей Павелецкого направления Московской железной дороги (МЖД) до МКАД — с транспортной развязкой на пересечении с МКАД.

Три участка сейчас проектируют: от улицы Маршала Шестопалова до путей Павелецкого направления МЖД; вдоль Каспийской улицы от Кантемировской улицы до путей Павелецкого направления МЖД; от МКАД до автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

На данный момент общая строительная готовность Юго-Восточной хорды составляет 34 процента. 

Участок от Рязанского проспекта до ТТК

Строить второй участок ЮВХ начали в декабре 2019 года. Сравнительно короткая трасса длиной несколько сотен метров с путепроводом через железнодорожные пути МЦД-2 в районе станции Новохохловская свяжет Третье транспортное кольцо с основным ходом будущей хорды и Рязанским проспектом. В результате автомобили смогут съезжать с ТТК на Рязанский проспект и основной ход Юго-Восточной хорды, минуя Нижегородскую улицу. Прямой путь уменьшит перепробег более чем на два километра.

«Об этом участке давно мечтали — чтобы соединить Третье транспортное кольцо с Рязанским проспектом. Так получилось, что, когда реализовался первый этап строительства Третьего транспортного кольца, была задумка соединить их, но потом эту идею отложили», — рассказал первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы Петр Аксенов.

По его словам, это один из этапов сложнейшего отрезка Юго-Восточной хорды. Он входит в ту ее часть, где предстоит построить 19 искусственных сооружений, и из 15 километров дорог 10 приходится на эстакады. 

Помимо основного хода трассы, в рамках проекта реконструируют Новохохловскую улицу, построят подъезды к станции Московского центрального кольца (МЦК) Новохохловская, а также откроют два подземных пешеходных перехода через Юго-Восточную хорду в районе дома 98 на Нижегородской улице. Всего на этом участке будет построено и реконструировано пять километров дорог.

Территорию рядом с новой дорогой благоустроят. Планируется разбить 4,3 гектара газонов и 555 квадратных метров цветников, высадить 292 дерева (клен, липа, тополь, рябина) и 2280 кустарников (пузыреплодник, спирея). Кроме того, строителям предстоит переложить 34,5 километра инженерных коммуникаций.

Сегодня готовность второго участка Юго-Восточной хорды составляет 82 процента. Строительство планируют завершить в 2021 году, но полностью движение на участке от Рязанского проспекта до ТТК запустят позднее — после открытия съездов на Рязанский проспект, которые строят в составе головного участка хорды от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта. 

Открытие второго участка позволит:

— снизить транспортную нагрузку на ТТК за счет перераспределения транспортных потоков;

— увеличить пропускную способность Рязанского и Волгоградского проспектов, шоссе Энтузиастов и Нижегородской улицы;

— улучшить транспортное обслуживание районов Печатники, Нижегородский, Южнопортовый;

— обеспечить комфортный подъезд к ТПУ «Новохохловская» и «Нижегородская».

«Он даст возможность соединить Третье транспортное кольцо с Рязанским проспектом с выездом на Новохохловскую улицу, на все прилегающие улицы, которые ведут в жилые микрорайоны, то есть  небольшой участок — всего пять километров, — но он очень важный и нужный для москвичей», — сказал Петр Аксенов, добавив, что соединить этот участок с шоссе Энтузиастов строителям удастся раньше плана — в 2022 году.

Дорожная сеть Москвы

С 2011 по 2020 год в столице построили 1012,4 километра дорог, что составляет 17 процентов от существующей улично-дорожной сети. Было возведено 295 искусственных сооружений (мосты, тоннели, эстакады) и 248 внеуличных пешеходных переходов. Реконструировали или построили с нуля 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД. Для движения общественного транспорта на московских улицах обустроили 200 километров выделенных полос.

С начала 2020 года построено 103,4 километра дорог, 23 искусственных сооружения и 17 пешеходных переходов. Среди них:

— участок новой вылетной магистрали — проспекта Генерала Дорохова — от Аминьевского шоссе до Минской улицы с транспортной развязкой на пересечении с Минской улицей (7,1 километра, восемь искусственных сооружений);

— участок проспекта Генерала Дорохова от Минской улицы до ТТК (6,3 километра, два искусственных сооружения, два пешеходных перехода);

— путепровод через пути МЦК от улицы Пруд-Ключики до 1-й Фрезерной улицы (1,6 километра, одно искусственное сооружение);

— подземный пешеходный переход через пути Октябрьской железной дороги в районе Марфино к станции метро «Фонвизинская» (192 метра);

— автомобильная дорога к домам района Северный вдоль путей Савеловского направления МЖД (2,5 километра);

— связка Раменского бульвара с проспектом Вернадского в районе МГУ имени М.В. Ломоносова (1,3 километра, один пешеходный переход);

— транспортная развязка на Киевском шоссе в районе станции метро «Саларьево» (3,85 километра, четыре искусственных сооружения, один пешеходный переход);

— сеть дорог для обслуживания Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское» (16 километров);

— дорога от поселка Коммунарка до МКАД с транспортной развязкой на 40-м километре МКАД (дублер Калужского шоссе) (7,4 километра, два искусственных сооружения, один пешеходный переход);

— автомобильная дорога Марьино — Саларьево (13,65 километра, одно искусственное сооружение, один пешеходный переход);

— выезд из города Московского на Киевское шоссе, первый этап (0,7 километра);

— дорога Марьино — Саларьево, второй и третий этапы (10,45 километра);

— сеть дорог на территории административно-делового центра в поселке Коммунарка, первый этап (6,5 километра, два искусственных сооружения).

До конца года планируют завершить несколько крупных объектов: продолжение Октябрьского проспекта в Троицке (улица Академика Черенкова — улица Дальняя), дорогу от платформы Остафьево до Щербинки (с конечной станцией для автобусов), подъездные дороги к пожарным депо в поселениях Марушкинском, Краснопахорском, Киевский, Кленовском (деревня Чернецкое), а также развязку МКАД с Волоколамским шоссе.

С 2021 по 2023 год будет построено еще 272 километра дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Ключевым проектом останется строительство новых хордовых магистралей — Северо-Восточной хорды, Юго-Восточной хорды и Южной рокады. Они улучшат связи между 73 районами Москвы с населением семь миллионов человек.

Сегодня строительная готовность московских хорд составляет 57 процентов. Введены в эксплуатацию 190 километров дорог, 98 искусственных сооружений и 54 внеуличных пешеходных перехода. Полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда — 83 километра дорог, 32 искусственных сооружения и 30 пешеходных переходов. На Северо-Восточной хорде запущено движение по шести участкам, на Южной рокаде — по трем.