За несколько лет в Москве построят ещё 140 километров метро

23.10.2017

Главный транспорт ускоряется. За несколько лет в Москве построят ещё 140 километров подземки

За несколько лет в Москве построят ещё 140

В столице на финишную прямую вышла беспрецедентная по масштабам программа развития метрополитена. Городские власти в развитии транспортной инфраструктуры отдали приоритет именно строительству подземки как самого скоростного и комфортного вида транспорта. За последние шесть лет в городе открылись 24 новые станции, в течение ближайших трех лет откроются еще порядка 60, активные работы сегодня идут по всему городу.

Для москвичей метрополитен – это главный вид транспорта. Ежедневно он перевозит в среднем около 7 млн человек, количество поездок в год составляет порядка 2,4 млрд. Подземка – рекордсмен мира по сокращению интервалов между поездами. Нигде еще не удалось наладить движение составов с разницей менее полутора минут. Однако линии и пересадочные узлы сегодня работают с перегрузкой. Это особенно заметно в часы пик. Чтобы не допустить транспортного коллапса под землей, столичные власти в 2011 году разработали беспрецедентную по сложности и масштабам программу строительства метро до 2020 года, которая предполагает увеличение протяженности тоннелей и количества станций в полтора раза.

За прошедшие шесть лет, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, власти города построили и открыли 24 новые станции и 47 км тоннелей. Кроме того, в прошлом году было запущено Московское центральное кольцо, которое москвичи называют «наземным метро», или «наземкой», – это 54 км железной дороги и 31 станция. Транспортная система посредствам пересадочных узлов интегрирована с метрополитеном и радиальными линиями железной дороги.

В течение 2011–2016 годов в Москве были открыты новые участки на радиальных линиях. На Таганско-Краснопресненской линии запущен участок «Выхино» – «Котельники», на Арбатско-Покровской открыта станция «Пятницкое шоссе», на юге Замоскворецкой – «Алма-Атинская», а в центральной ее части станция «Технопарк». Люблинско-Дмитровская ветка дошла до «Зябликово» на юге и до «Петровско-Разумовской» на севере. На Бутовской ветке запущены станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк». На Сокольнической – «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево», Калининско-Солнцевская линия дошла до района Новокосино с одноименной станцией метро, а в центре города запущены «Деловой центр» и Парк Победы». В начале 2017-го на этой ветке открылся отрезок до станции «Раменки».
Также несколько лет назад была запущена законсервированная ранее станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Ее открытие планировалось около 40 лет назад, но поскольку на поверхности не располагалось никаких объектов, в этом не было необходимости.

Планы городских властей на ближайшие годы еще более грандиозные. Причем это не «бумажные» планы, стройка идет по всему городу. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, до 2021 года предстоит построить и ввести еще свыше 140 км линий и более 60 станций метро. Пожалуй, наиболее масштабный проект – Третий пересадочный контур. Это один из самых грандиозных проектов в метростроении за всю его историю, ТПК станет рекордным в мире по протяженности подземным кольцом и составит в общей сложности свыше 67 км. На сегодняшний день лидер по этому показателю – линия пекинского метро длиной чуть более 57 км.

На Третьем пересадочном контуре появится 31 станция. Открыть первый участок («Деловой центр» – «Петровский парк») предполагается в ближайшее время. Основные строительные работы завершены, идет пусконаладка систем, тестирование оборудования и другие мероприятия. «Участок очень важный. На каждой станции в течение суток будут проходить от 200 до 300 тыс. пассажиров. Это часть большого проекта Третьего пересадочного контура, который серьезно повлияет на изменения транспортной инфраструктуры города Москвы, разгрузит радиальное направление метро, пригородных железнодорожных перевозок, действующей Кольцевой линии метро, создаст новые возможности для транспортного обслуживания москвичей», – подчеркнул Сергей Собянин.

Параллельно идут работы на других участках ТПК. Через год завершатся работы на отрезке от «Петровского парка» до «Нижней Масловки», в активной стадии строительства участок ТПК от станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная». Полностью кольцо замкнется к 2021 году.

Кроме ТПК программа развития метрополитена столицы предполагает продление существующих веток на периферию и возведение новых радиусов. Так, уже в этом году должны завершиться работы на участке Калининско-Солнцевской ветки до станции «Рассказовка», а также на Люблинско-Дмитровской ветке от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской».

Еще один большой проект – строительство метро до Некрасовки. Новая Кожуховская ветка пройдет через районы Косино-Ухтомский, Нижегородский, Выхино-Жулебино, Рязанский и обеспечит метрополитеном районы, которые сегодня не имеют подземки в шаговой доступности. Линию планируется соединить с Третьим пересадочным контуром в районе станции «Авиамоторная».
Запуск Кожуховской линии намечен на 2018 год, на ней появятся станции «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».

При строительстве одного из участков этой линии впервые в Москве применяется тоннелепроходческий комплекс большого диаметра – свыше 10 метров.

Активное развитие новой Москвы невозможно без транспортной интеграции со старой, а также без внеуличного скоростного транспорта, поэтому в планах городских властей продлить красную ветку дальше – от станции «Саларьево» до «Столбово». Работы на этом участке уже начались: идет строительство четырех новых станций – «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольхово» и «Столбово». На станции «Столбово» можно будет пересесть на одноименную станцию другой линии метро, которая пройдет вдоль Калужского шоссе от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура.

Максим Клинский

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»