Zaha Hadid Architeсts, Erick van Egeraat, Nikken Sekkei, МLA+, Valode & Pistre, Boffill Arguitectura, Arep Group — в Москве

Окно в Европу
Город активно привлекает к строительству европейских зодчих

«Пять лет назад, когда я начал работу в качестве главного архитектора в команде Сергея Собянина, я предложил мэру подойти к развитию города так, чтобы Москву рассматривали в мире как большого, глобального партнера. Частью этой стратегии стали международные архитектурные конкурсы», – так начал свое выступление на урбанистическом форуме главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его данным, за этот период в столице прошло 30 конкурсов, в которых приняли участие 100 иностранных бюро из 25 стран мира.

По мнению Сергея Кузнецова, переход к такой широкой практике требует преодоления ментального барьера, умения по достоинству оценить наследие советского периода и двинуться дальше по пути международного развития. Собственно, использование европейского опыта – это традиция Москвы, так было и столетия назад, когда царские дворы активно привлекали к строительству города европейских зодчих. Теперь международные конкурсы проводятся не только в Москве, но и в других городах России. Отечественным специалистам это позволяет ощутить собственный профессиональный уровень, находиться в тонусе.

Показательными в этом отношении становятся не только отдельные проекты – тот же парк «Зарядье», но и целые программы. Например, в конкурсе на реновацию пяти городских площадок приняли участие 227 архитектурных команд, 64 из них имеют международный состав, 20 вышли в финал. В их числе – бюро Zaha Hadid Architeсts, Erick van Egeraat, Nikken Sekkei, МLA+, Valode & Pistre, Boffill Arguitectura, Arep Group и др.

Главный архитектор уверен, что этой идее отвечает и конкурс молодых архитекторов, Молодежная архитектурная биеннале, организованная в Москве. В результате ее проведения 12 бюро получили заказы на разработку проектов.

По мнению Сергея Чобана, руководителя и сооснователя архитектурного бюро Speech, широкое международное участие, затронувшее пять площадок реновации, это несомненный прогресс. Москва в этом перещеголяла Берлин, в котором международный конкурс был организован только на одну площадку, связанную с преобразованием

Потсдамской площади. Сергей Чобан высказал надежду, что московские градостроительные программы улучшат ситуацию в городе, однако нельзя забывать о человеческом масштабе. А сама программа не должна быть сведена к простому повышению высотности жилых районов. Новые районы должны стать центрами притяжения для жителей города.

Архитектор Григорян, руководитель бюро «Меганом», считает, что практику московских преобразований надо расширить, уйдя от культа центра города. На окраинах должна возникать такая же богатая инфраструктурная среда, как и в ЦАО. И если создавать новые районы реновации, то они должны быть интересными – такими, чтобы через 50 лет их не захотелось переделать, как это происходит сейчас.

Зарубежные гости на форуме высказали позитивные оценки в отношении последних достижений Москвы в сфере градостроительства и внесли интересные предложения.

Рем Колхас,
основатель архбюро ОМА:

– Когда я начал сотрудничать с КБ «Стрелка» в работе над программой «Моя улица», то и предположить не мог, что изменения, предлагаемые программой, будут такими динамичными. Это удивляет и восхищает! Для меня Москва интересна тем, что на одном квадратном метре ее площади сосуществует архитектура разных эпох и стилей. Ты видишь классическое здание, рядом расположена какая-то конструктивистская «бабочка», а по соседству – готическая крепость. Может показаться, что это разнобой, но на самом деле такое смешение дает колоссальную энергию. И я это чувствую. Мне кажется, вам надо очень бережно относиться ко всему этому. Сохранять все слои развития города, включая, например, и эпоху 70-х годов прошлого века. Проект «Гараж», в котором я принимал участие, интересен именно этим.

Чарльз Ренфро,
партнер архбюро Diller Scofidio + Renfro:

– Когда мы приняли участие в конкурсе на разработку концепции парка «Зарядье», то оценивали свои перспективы скептически. Мы никак не ожидали, что в такой политической ситуации победу в конкурсе можем одержать мы, американцы.
Когда мы продумывали идею парка, нам очень хотелось энергию куполов ваших сказочных храмов «разбавить» противоположным – энергией воды. Она и есть в том ландшафте, который мы придумали. Нам также хотелось, чтобы парк создавал какую-то узнаваемую, родственную для вас среду – поля, холмы,
и рощи.

Винни Маас,
архитектор бюро MVRDV:

– Когда я приезжаю в Москву, меня всегда потрясает высокий интеллектуальный уровень московского сообщества. Это очень вдохновляет. Мне кажется, вам нужен архитектурный план для развития «Большой Москвы», чтобы активно развивались и периферийные районы города. И конечно, не стоит забывать об идентичности места. Имею в виду сохранение индивидуальности сложившейся застройки, в том числе даже промышленной. Иногда красота возникает в сочетаемости несочетаемого. И вы можете использовать этот принцип.

Франсин Хубен,
основатель бюро Mecanoo:

– Я очень высоко оцениваю проект «Гараж», автором которого выступил мой коллега Рем Колхас, я в восторге от вашего парка «Зарядье». Мне нравится ваш парк Горького. Я вижу, как по утрам там занимаются спортом, йогой. На моей родине, в Голландии, особое отношение люди испытывают к конькам, к зимним катаниям. Вот такие символы и должны лежать в развитии городских пространств. В Москве они еще и потрясают своими масштабами.

В своей работе в Тайване мне выпало заниматься огромной территорией, принадлежащей ранее военной базе. Вырабатывая идею ее развития, я вдохновилась образом и формой дерева баньян, растущего в этой местности. Другим интересным символом стали корабли. Так возникла концепция общественного центра «Баньян Плаза» – открытого для всех, укрывающего своим куполом огромную площадь. Мне кажется, главный принцип развития той или иной местности можно сформулировать так: люди, место, среда. И еще я люблю изменения. Москва это ярко демонстрирует!

Наталья Лилина

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»