Заслуженный строитель РСФСР Александр Воронин

В строительной отрасли интересно работать в любое время. Заслуженный строитель РСФСР Александр Воронин – о времени, строительстве, ответственности и о себе

Один из основателей и руководителей Мосстройкомитета, зампред столичного правительства, а позже – организатор одной из крупных компаний столицы Александр Воронин был участником всех тех глобальных перемен, которые пережила строительная отрасль за прошедшие 30 лет. В канун юбилея отрасли он поделился своими воспоминаниями и видением сегодняшней ситуации.

Александр Иванович, как вы оцениваете структурные реформы, произошедшие в отрасли 30 лет назад? Что вы считаете самым главным и позитивным, что удалось сделать тогда для отрасли, для ее сохранения и успешного развития в дальнейшем?

Строительство необходимо любому государству, которое растет и развивается. Вы обозначили период, который связан с изменениями политического курса и стагнацией экономики, когда строительной отрасли на государственном уровне внимания не уделялось, поэтому в это время строителям постоянно приходилось искать возможности для самосохранения, а в дальнейшем и развития.
В последние годы существования СССР в процессе совершенствования системы управления строительной отраслью был создан Мосстройкомитет – аппарат управления, который обеспечивал координацию всех разрозненных составных частей отрасли. Он объединил все существующие подрядные организации, расположенные в Москве. По сути, в городе была создана система административного управления стройкомплексом: Мосстройкомитет превратился в ключевое учреждение, без участия которого реализация проектов в столице была просто невозможной.

Автором идеи был председатель Мосгорплана Евгений Иванович Быстров, а активную помощь ему оказывал Владимир Иосифович Ресин, ставший впоследствии руководителем строительного комплекса на долгие годы. Считаю эту идею и ее воплощение одной из важных структурных реформ того времени.
При смене экономической модели идеологией младореформаторов являлась ликвидация централизованных управленческих структур. Предполагалось, что сам рынок все отрегулирует. Недопущение распада строительных подразделений в переходный период и проведение приватизации стройкомплекса с сохранением производственно-технологических связей дало возможность сохранить строительный комплекс в Москве – в отличие от большинства крупных регионов страны.

Строительство в значительной степени зависит от внешней управленческой среды. К началу рыночных изменений в Москве существовало 34 административные единицы с отдельными бюджетами, равными правами и полномочиями – 33 района и один город. И четыре тысячи депутатов всех уровней в придачу, в основном совершенно неописуемого интеллектуального уровня. В такой конфигурации ни о каком управлении не могло быть и речи. Тогда первый мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов принял решение о создании 11 административных округов (без собственных бюджетов), которые стали получать финансирование из единого бюджета Москвы. Были выстроены властные полномочия, в результате ситуация стала управляемой. А то, что разработанная управленческая структура в основном сохранилась до сих пор, говорит о правильности и жизнеспособности тех решений. В результате были отработаны единые для всего города нормативы, и стройкомплекс стал работать по единым правилам. При этом, например, в Московской области еще долгие годы боролись с «самостийностью» районов и более мелких образований.

Еще одной проблемой того периода было прекращение финансирования городской строительной программы из союзного бюджета после ликвидации Госплана и Минфина СССР. Городской бюджет был недостаточным, поэтому требовалось изыскать источники финансирования стройки в городе. Основным источником стали средства жителей от продажи квартир. При этом, поскольку законодательно понятие собственности на квартиры в многоэтажных домах на тот период отсутствовало, первые продажи осуществлялись жителям на право бессрочного проживания. В дальнейшем квартиры были переоформлены жителям в собственность.

В итоге очень быстро, уже в 1996 году, объемы ввода жилья достигли 3,3 млн кв. метров (против 2,2 млн кв. метров в 1990 году), а затем стали ежегодно увеличиваться. В жилье и другие строительные проекты начали охотно вкладываться инвесторы, что, в свою очередь, приостановило отток профессионалов отрасли.

После масштабных преобразований на рынке начался строительный бум, который во многом подпитывался начатой в 1999 году программой сноса пятиэтажек и заменой аварийного жилья. В этой программе приняли участие ведущие строительные компании города, включая ДСК-1, который с 2001 по 2016 год построил для этих целей 6,3 млн кв. метров жилья и переселил в новые квартиры более 51 тыс. семей.
Конечно, было много и других проблем, которые приходилось решать городским властям, в частности, Мосстройкомитету.

За 30 лет в столице появились целые новые направления, например, строительство небоскребов. Как вы это оцениваете? Что из таких новшеств вам кажется наиболее удачным? Какие новые объекты у вас, как профессионала, вызывают интерес и симпатию?

С начала 90-х годов в Москве были построены десятки миллионов квадратных метров коммерческого и социального жилья, сотни школ и детских садов. Плотность достигла запредельных показателей – перед городом серьезно встал вопрос о перспективах дальнейшего роста с учетом назревающего транспортного коллапса и необходимости сохранения исторической застройки. С этой точки зрения редевелоп-
мент бывших столичных промзон, а также строительство небоскребов – это пути выхода из сложившейся ситуации.

Невозможно строить жилые районы, не учитывая комплексное инфраструктурное развитие города, особенно расширение сети общественного транспорта. Правительство Москвы последние 10 лет активно над этим работает: строительство метро ведется рекордными темпами и колоссальными объемами, появляются новые виды транспорта, маршруты, строятся дороги. И в этом заслуга действующей команды стройкомплекса во главе с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным. Впечатляет и масштабная работа по благоустройству общественных пространств, созданию новых парков, мест для отдыха и спорта – очень много делается для повышения комфорта жизни москвичей.

Вашим безусловным достижением является становление ФСК «Лидер». Компания возникла благодаря или вопреки всем перипетиям новейшего времени?

Своим достижением я считаю создание и совместно с коллегами внедрение новой системы управления городом, разработку новой системы финансирования строительства жилья и процессов приватизации, поскольку в этот период времени я работал первым заместителем руководителя правительства Москвы, а затем строительного комплекса Москвы и отвечал за решение в том числе и этих вопросов.
Становление компании ФСК «Лидер» – в первую очередь заслуга моего сына. Он является зрелым профессионалом, который хорошо понимает рынок и самостоятельно выбирает направления для развития. В этом смысле я бы сказал, что ФСК «Лидер» – это скорее продукт новейшего времени: компания стремится предлагать качественный продукт, отвечающий ожиданиям современного потребителя. У нее хорошая бизнес-модель, которая помимо высоких стандартов работы подразумевает и создание надежной «подушки безопасности», помогающей выстоять в непростых рыночных ситуациях. В ФСК «Лидер» есть ряд направлений, которыми я занимаюсь.

Многие специалисты вашего поколения до сих пор с большим сомнением оценивают рыночные механизмы, которые пришли в отрасль в связи с уходом от плановой экономики. Вам, как профессионалу, интереснее работать сейчас – в условиях конкуренции, смены конъюнктуры рынка, стремительного обновления технологий – или тогда, в условиях социалистической экономики?

Я считаю, что мне довелось работать в очень интересное время, ведь тогда создавались существующие правила игры. Одно из важнейших достижений, на мой взгляд, – это то, что удалось разработать единые для всей отрасли правила, которые помогают всем ее участникам двигаться вперед и работать на благо города. Мы создали базу, на основе которой сейчас проводятся масштабные реформы. Действующим властям сейчас удается не только сохранять потенциал стройкомплекса, но и приумножать его.

Изменения в стране, в ее экономике происходили неминуемо, их невозможно было остановить. В таких условиях важно было создать жизнеспособную структуру, которая может отвечать на возникающие вызовы и не быть оторванной от важнейших мировых процессов – впитывать технологические изменения, новые маркетинговые стратегии и т.д. В то же время нужно понимать, что наш рынок имеет множество особенностей, обусловленных историческим контекстом. На мой взгляд, правильный выход – это живо реагировать на важные рыночные тенденции, сохраняя при этом лучшие индивидуальные наработки.

В какой период было интереснее работать?

Строительство удивительная, самодостаточная отрасль, в которой интересно работать в любое время.

Наталья Крол

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива«