Завершилась реставрация городской усадьбы Матвеевых в Волховском переулке

Завершилась реставрация городской усадьбы Матвеевых, которая проходила в рамках программы «1 рубль за 1 квадратный метр». Сергей Собянин осмотрел историческое здание и наградил московских реставраторов.

«Продолжаем борьбу за московскую старину, за исторические здания, за здания, которые находятся под охраной. В Москве отреставрировано около полутора тысяч зданий, это целая реставрационная революция, которая произошла за последние годы в столице. На фоне огромных, значимых объектов, таких как ВДНХ, Северный речной вокзал и так далее, есть маленькие, незаметные объекты — площадью буквально несколько сотен квадратных метров. Но они тоже имеют громадную ценность. И как правило, такие объекты находятся в аварийном состоянии. Таких было десятки, если не сотни, и они приведены в порядок. По некоторым работы проводятся, по некоторым — заканчиваются», — отметил Мэр Москвы.

История усадьбы

Главный дом городской усадьбы Матвеевых — это объект культурного наследия регионального значения, он построен в 1830-е годы. Здание располагается в Басманном районе, его площадь составляет 662,8 квадратного метра.

Впервые эти владения упоминаются в 1796 году. Согласно записям того времени здесь был двор с застройкой. Архивный план 1838 года говорит, что участок с примыкающим к нему садом принадлежал московскому купцу Степану Матвеевичу Матвееву. Одноэтажный усадебный дом был каменным с двумя деревянными нежилыми пристройками и подвалом под дворовой частью. К югу располагался каменный одноэтажный жилой флигель.

В 1838 году над главным домом появился деревянный мезонин. В 1873-м усадьба перешла во владение к дочери Степана Матвеева, потомственной почетной гражданке Татьяне Соловьевой.

В 1876 году цоколь главного дома с уличной стороны облицевали белым камнем, фасад оштукатурили, на окнах установили наличники. В 1892-м по чертежам техника архитектуры С.Ф. Баранова одно окно превратили в дверь, полы, печи и рамы с колодами отремонтировали, а фасад украсили лепниной.

В 1899 году усадьбу купила жена купца первой гильдии Александра Бутюгина, ее наследники жили здесь вплоть до 1975 года. В 1908−1910 годах архитектор И.С. Кузнецов перестроил деревянный мезонин.

В подвалах главного дома располагалась дворницкая, там же хранились вещи. Квартира на первом этаже сдавалась в аренду. В усадьбе не было водопровода и канализации. О них задумались только в 1932 году — тогда был разработан проект канализации. На тот момент еще сохранялась историческая планировка, в дальнейшем все усадебные постройки, кроме главного дома, были утрачены.

Главный дом — это кирпичное одноэтажное здание прямоугольной формы с невысоким цоколем. Вальмовая кровля сходится к небольшому центральному мезонину с щипцовым фронтоном и двумя окнами. На фасаде 11 симметрично расположенных оконных проемов и простой узкий штукатурный карниз. Снаружи здание украшено неглубокими ризалитами, окна простые прямоугольные, без наличников. Над ними по центру нависают укрупненные замковые камни.

В последние годы здание фактически не использовалось и в результате пришло в аварийное состояние.

В 2016 году дом выставили на аукцион по программе «1 рубль за 1 квадратный метр».

«Замечательный объект, и самое интересное, не только сам дом, но и то, что было обнаружено под ним — сводчатые палаты, — это даже уже не XIX, а середина XVIII века. Очень интересное сооружение, историческое, действительно московская старина. Спасибо огромное инвесторам, что направили свои ресурсы, силу, энергию для того, чтобы восстановить этот объект, приспособили для современного использования», — подчеркнул Мэр Москвы.

 

Как проходила реставрация

Комплексная реставрация городской усадьбы Матвеевых началась в июле 2017-го и завершилась в декабре прошлого года.

Здание расчистили от мусора, восстановили историческую планировку помещений первого этажа и мезонина. Провели работы по вычинке кирпичной кладки и инъектированию, выполнили отмостку, а также реставрацию цоколя и сводов.

Особое внимание уделили реставрации кровли и воссозданию утраченных элементов главного фасада — наличников, подоконников, лепных гирлянд под окнами, декоративных элементов в нише по центру фасада и по фронтону мезонина. По историческим образцам восстановлены окна, двери, металлические козырьки.

Воссозданную историческую планировку приспособили под современное использование. На полу по сохранившимся образцам восстановили паркет. Отреставрированы печи и карнизы.

«Всегда приятно работать с таким объектом, который, когда приходишь, представляет собой просто руины, и сначала ты испытываешь шок, потому что не знаешь, что с этим делать. А затем ты проводишь исследования, которые подсказывают необходимые шаги, и потом в результате мы можем представить вам и печи, и карнизы, и паркет — что-то из этого восстановлено, что-то отреставрировано», — отметила Татьяна Борисова, главный архитектор проекта.

До конца года здесь планируется открыть четырехзвездочный мини-отель. Для гостей обустроят комфортные номера. При этом сохранится парадная анфилада и исторический облик интерьеров.

Награждение почетных реставраторов

Сергей Собянин вручил нагрудные знаки к званию «Почетный реставратор города Москвы». За многолетнюю плодотворную работу в области реставрации и большой личный вклад в сохранение расположенных на территории Москвы объектов культурного наследия почетное звание присвоено трем специалистам.

Среди них Елена Антонова, заведующая отделом научной реставрации монументальной скульптуры Государственного научно-исследовательского института реставрации. Елена Антонова работает в отрасли более 40 лет. Она принимала участие в реставрации объектов Московского Кремля, белокаменных барельефов Виноградных ворот в музее-заповеднике «Царицыно», памятников Александру Герцену, Николаю Огареву, Клименту Тимирязеву, Николаю Гоголю, Вацлаву Воровскому, 12 памятников-бюстов на Аллее ученых в парке МГУ, памятника Владимиру Ленину на ВДНХ.

Елена Антонова разработала проект реставрации мозаичного панно белокаменной облицовки фасадов музея-панорамы «Бородинская битва». В 2016 году была аттестована Минкультуры России как художник-реставратор высшей категории по двум направлениям: «Каменная и гипсовая скульптура», «Произведения из камня на открытом воздухе».

Елена Антонова преподавала в Высшей школе реставрации Российского государственного гуманитарного университета, руководила студенческой практикой по реставрации античных памятников из коллекции Керченского государственного историко-культурного музея-заповедника. Является председателем секции декоративно-прикладного искусства аттестационной комиссии Минкультуры России. Награждена тремя дипломами Правительства Москвы за лучшую реставрационную работу в 1999, 2000 и 2002 годах.

Почетное звание также присуждено Александру Иванову, художнику-реставратору, генеральному директору ООО «Китеж». Он работает в отрасли уже более 30 лет и является специалистом по реставрации живописи и позолоты. Александр Иванов принимал участие в реставрации Александровского зала Большого Кремлевского дворца, храма Живоначальной Троицы в Останкине, фасадов здания Монетного двора на Никольской улице, гостиницы «Метрополь», дома Шувалова на Поварской улице, особняка Морозова на Спиридоновке, храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке, ресторана «Прага» на Арбате.

С 2011 года коллектив под руководством Александра Иванова участвует в восстановлении объектов культурного наследия московского метро — станций «Смоленская» и «Киевская» Арбатско-Покровской и Филевской линий, «Сокольники», «Новокузнецкая», «Рижская», «Алексеевская», «Динамо», «Проспект Мира» Кольцевой линии, «Бауманская» и «Электрозаводская». Некоторые проекты стали лауреатами конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Александр Иванов разработал новые технологии по реставрации изделий из алюминия с применением специальных лаков, по консервации и защите мрамора, мозаики и керамики при эксплуатации в условиях улицы.

Звание «Почетный реставратор города Москвы» присвоено Александру Урбанскому, архитектору-реставратору, генеральному директору ООО «Пирит-99». Его стаж работы в отрасли — 20 лет. Александр Урбанский принимал участие в восстановлении фонтанов ВДНХ «Золотой колос», «Дружба народов», «Каменный цветок» и 14 фонтанов на Главной аллее.

Он также занимался реставрацией собора Богоявленского монастыря, старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской, ансамбля Новоспасского монастыря на Крестьянской площади, Соборной палаты и купола Князь-Владимирского храма в Московском епархиальном доме, ансамбля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В 2018 году Александр Урбанский был аттестован Минкультуры России как архитектор-реставратор III категории по направлению «Проектные работы по реставрации и консервации объектов культурного наследия».

Впервые почетное звание «Почетный реставратор города Москвы» было присвоено в 2014 году. Всего этого звания удостоены 34 реставратора.

«Я хотел бы поблагодарить всех коллег от нашего реставрационного сообщества, без их поддержки это было бы невозможно. Хотел бы поблагодарить Департамент культурного наследия, который прилагает неимоверные усилия для того, чтобы сохранить то, что мы видим. И естественно, Сергея Семеновича — за то, что он поддерживает все эти начинания», — отметил Александр Урбанский.

Программа «1 рубль за 1 квадратный метр»

Программа «1 рубль за 1 квадратный метр» действует с 2012 года. Среди ее основных условий — проведение открытых аукционов на право аренды на 49 лет аварийных памятников архитектуры с обязательством их последующего восстановления за счет арендатора — победителя торгов. Кроме того, все работы проводятся под контролем Мосгорнаследия, а их максимальная продолжительность — пять лет. После выполнения арендатором условий по восстановлению памятника на весь оставшийся срок аренды плата снижается до одного рубля за один квадратный метр в год.

«Эта программа как раз сосредоточилась на самых запущенных объектах, в которые надо было вкладывать и вкладывать деньги, и инвесторов найти было чрезвычайно сложно. Но нашли, и вот уже два десятка таких объектов отреставрировано», — отметил Мэр Москвы.

Всего в рамках программы в аренду передали уже 26 аварийных памятников архитектуры. Завершена реставрация 19 зданий. Среди них:

— жилой дом второй половины XIX века (Печатников переулок, дом 7) — 2013 год;

— главный дом городской усадьбы XVIII–XIX веков, архитектор К.Ф. Буссе (Подсосенский переулок, дом 23, строение 3) — 2013 год;

— Большая Померанцевая оранжерея — казарма 2-го Московского кадетского корпуса — жилой дом учеников Московской военно-фельдшерской школы 1789–1792 годов (Госпитальная площадь, дом 1/10) — 2014 год;

— административный корпус 1927–1974 годов (Большой Козловский переулок, дом 11, строение 4) — 2015 год;

— флигель городской усадьбы Хлудовых 1861 года (улица Малая Полянка, дом 7, строение 3) — 2016 год;

— северный флигель городской усадьбы Лепехиных второй половины XVIII — конца XIX века (Андроньевская площадь, дом 4, строение 2) — 2016 год;

— жилой дом Э.А. фон Беренса 1880 года, техник архитектуры М.А. Фидлер (Гусятников переулок, дом 7, строение 1) — 2017 год;

— жилой дом Н.П. Баулина 1820–1880 годов (в основе — палаты XVIII века), архитектор Н.Д. Струков (Николоямская улица, дом 52, строение 1) — 2017 год;

— служебный корпус усадьбы Т.Ф. Эминского конца XVIII века (улица Покровка, дом 14/2, строение 3) — 2017 год;

— городская усадьба купца М.Н. Гусева первой половины XIX века, 1858, 1882 годы (улица Большая Полянка, дом 65/74, строение 3) — 2017 год;

— главный дом городской усадьбы В.Ф. Колесникова — Саргиных — М.Е. Шапатиной конца XVIII — начала XX века (Таганская площадь, дом 88, строение 1) — 2017 год;

— городская усадьба XIX века (Гончарная улица, дом 9/3, строение 2) — 2017 год;

— садовый павильон с садом 1911 года, архитектор К.Ф. Буров (переулок Сивцев Вражек, дом 42, строение 5) — 2018 год;

— чугунный павильон трамвайной остановки первой четверти XX века (Красностуденческий проезд, дом 17) — 2018 год;

— доходный дом середины XIX века, 1911 год (Настасьинский переулок, дом 8, строение 1) — 2018 год;

— конюшня усадьбы Татарниковых 1894–1895 годов, архитектор Э.С. Юдицкий (Большой Дровяной переулок, дом 13/7, строение 3) — 2019 год;

— главный дом усадьбы А.П. Сытина конца XVIII — первой половины XIX века (Сытинский переулок, дом 5/10, строение 5) — 2019 год;

— Московская межевая канцелярия XVIII века (в основе — палаты XVII века), 1846 год — архитектор Е.Д. Тюрин, 1885 год — архитектор А.С. Каминский (Хохловский переулок, дом 10, строение 1) — 2019 год;

— городская усадьба Матвеевых XIX века, главный дом 1830-х годов (Волховский переулок, дом 21/5, строение 1) — 2019 год.

Реставрация московских памятников

С 2011 года в Москве отреставрировали 1491 объект культурного наследия, работы на 67 из них были завершены в этом году. В результате число памятников, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, с 2010 года сократилось в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 94 процентов.

Наиболее значимые объекты реставрации этого года — Северный речной вокзал, кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади и жилой Дом Наркомфина на Новинском бульваре.

В 2011−2019 годах привели в порядок 111 произведений монументального искусства и 426 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия.

Сейчас проводятся работы на десяти объектах монументального искусства, 74 захоронениях и 22 художественных надгробиях. С начала года отреставрировано 30 захоронений на Армянском, Ваганьковском, Донском и Миусском кладбищах. Помимо того, завершена реставрация скульптурных композиций на доме 30 по Ленинскому проспекту.

Добавить комментарий