Знаки и разметку нового типа теперь можно применять официально. На российских дорогах скоро появится сразу несколько новых знаков

Регионы теперь могут использовать новые типы дорожных знаков и разметки: это предусмотрено новыми стандартами, вступившими в силу 1 апреля. Речь идет об указателях «Участок перекрестка», «Движение автобусов запрещено», «Заправка для электромобилей», «Стоянка для автомобилей дипмиссий» и других. Также уточнено, что окончание желтой линии разметки не прекращает зону действия знака запрета парковки, а синей разметкой можно обозначать платные места.

1 апреля начали действовать два стандарта — новый ГОСТ Р 52289-2019 (правила применения знаков, разметки, светофоров) и измененный ГОСТ Р 52290-2004 (требования к знакам). Оба документа, о которых «Ъ» рассказывал, готовились в Российском дорожном научно-исследовательском институте Минтранса (РосдорНИИ). Стандарты пока носят рекомендательный характер. Как только ссылки на них пропишут в ПДД и распоряжении правительства (поправки уже готовятся), правила станут обязательными. Основные нововведения связаны с новыми типами знаков, которые уже введены в ПДД, но не были стандартизированы.
Некоторые указатели ранее применялись в Москве в рамках эксперимента, теперь эта практика полностью легализована как на столичном, так и на федеральном уровне.

Знак «Участок перекрестка» предупреждает водителя о запрете въезда во время затора на ближайший перекресток или на его часть, обозначенную разметкой «вафельница». Подобная разметка, напомним, применяется в Москве с 2015 года, в ПДД она появилась в апреле 2018 года.

Знак «Движение автобусов запрещено» запрещает въезд на определенную территорию автобусов без специального разрешения, за исключением маршрутных и школьных.

Знаки «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» обозначают участок дороги или территорию, в пределах которых велосипедисты имеют приоритет перед пешеходами и автомобилями.

Особые знаки и таблички, запрещающие использование транспортных средств с определенным экологическим классом двигателя. В будущем их будут применять зонах с плохой экологической обстановкой или, напротив, в экологически чистых зона — парках, заповедниках и т. д. В ПДД указатель ввели еще в июле 2018 года, до сих пор он нигде еще не применялся. В конце 2018 года правительство начало проработку сценария по введению в Москве и Петербурге зон, куда могут запретить въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса, но проект так и не реализовали.

Новые таблички «Вид транспортного средства» и «Кроме вида транспортного средства» с изображением электромобиля. Могут применяться вместе с другими знаками — например, когда нужно выделить парковочные места только для электромобилей или, наоборот, запретить им проезд.
Новая табличка «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса», которая может применяться совместно со знаком «Парковка» возле зданий дипкорпуса или мест, которые часто посещают представители дипломатических миссий.

ГОСТ также запрещает применять знаки «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено» на прямоугольных щитах желто-зеленого цвета. Особая треугольная форма этих указателей позволяет водителям правильно распознать знак, даже если он залеплен снегом или грязью, и расположен задней стороной к водителю. Прямоугольные щиты не дают возможности правильно воспринимать эту форму, пояснили в РосдорНИИ.

Введены также новые правила применения разметки. Зона платной парковки теперь может быть обозначена синей сплошной линией. Уточнено, что окончание желтой линии 1.4 не прекращает действие запрещающего знака 3.27 «Остановка запрещена». Иными словами, если желтая разметка началась у указателя и закончилась на въезде из двора, то запрет парковки все равно сохраняется.
Правила обозначения камер также поменялись, но скорее с формальной стороны.

В старом ГОСТе табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» предупреждала водителей только о стационарных камерах, теперь она может присутствовать и перед передвижными комплексами, причем внутри населенных пунктов — на расстоянии не менее 100 м до камеры, а вне — не менее чем за 300 м. Но поскольку ГОСТ носит рекомендательный характер, то водители не могут пожаловаться на несоблюдение этих правил. Эта норма еще поменяется: на regulation.gov.ru сейчас выложены изменения в ПДД о введении в действие новых знаков 6.22 (пока еще не стандартизирован) вместо 8.23, ставиться они будут по другим правилам. Москва, пользуясь этим правилом, все знаки, предупреждающие о камерах, собирается с городских улиц убрать, оставив только на въезде.

В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) «Ъ» заявили, что принимали участие в разработке стандартов. «В Москве в качестве эксперимента уже применяются эти методы, и они показали свою эффективность, — говорят в центре. — Мы считаем, что наш положительный опыт после утверждения новых ГОСТов смогут использовать регионы». «Некоторые из новшеств связаны с программами благоустройства городской среды и появлениями принципиально новых зон организации дорожного движения и парковки, — поясняет член Общественного совета при подмосковном минтрансе Андрей Мухортиков. — Большая часть таких новшеств так или иначе использует опыт стран развитой автомобилизации».

Эксперт уверен, что вступившие в ГОСТы поправки «явно не последние»: «организация дорожного движения развивается значительно быстрее, чем нормативная база».

Как восприняли новые правила в регионах

В Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга «Ъ» пояснили, что ГОСТы не подразумевают массовую замену знаков или других «средств организации дорожного движения», при этом расширяются возможности их применения и улучшается их восприятие участниками движения. В дирекции отметили заложенную в стандарте возможность применять уменьшенные знаки (500 мм вместо 600 мм), а также обязательное дублирование знаков «Обгон запрещен» на обеих сторонах дороги. Совмещенные указатели в ведомстве также считают «эффективной мерой с точки зрения как информативности, так и минимизации затрат на изготовление и содержание дополнительных знаков»: в городе они ранее уже устанавливались в зонах платной парковки. Синяя разметка для обозначения платных мест появится в Санкт-Петербурге уже в этом году. Знаки, ограничивающие проезд авто с низким экологическим классом, будут применяться «исходя из дорожных условий при разработке и реализации новых схем организации дорожного движения».
В территориальном управления автодорог Новосибирской области планируют в этом году устанавливать знаки и наносить разметку по новому стандарту.

Среди новелл в ведомстве отметили новые правила обозначения пешеходных переходов на регулируемых перекрестках, когда переход организован по диагонали. Также, обратили внимание в управлении, изменены правила применения знака «Километровый знак»: теперь его применяют для указания расстояния от начального пункта дороги до места его установки (то есть на знаке с обеих сторон будет указан один и тот же номер километра). Новый стандарт будет применяться при проведении дорожных работ и установке новых информационных знаков уже в этом сезоне, рассказали «Ъ» в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, но замена ранее установленных знаков не планируется: первые знаки, соответствующие новому стандарту, появятся на автодороге Шершни—Северный под Челябинском. В департаменте промышленности и транспорта Воронежской области пообещали уже в этом году начать наносить синюю разметку для обозначения платной парковки.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области пообещали, что новые правила будут «обязательными для применения» на территории региона. «Но реализация изменений возможна только на этапе проектирования, — пояснили там. — С 1 апреля 2020 года в задания на проведение проектно-изыскательских работ в сфере дорожной деятельности будет включено требование руководствоваться вышеперечисленными документами». В ведомстве отметили новую возможность применения осевого ограждения для разделения потоков на двух- и трехполосных дорогах и улицах вне населенных пунктов.