Россия и Китай: точки соприкосновения в охране интеллектуальной собственности

Многие российские компании боятся выходить на китайский рынок либо организовывать там производство из-за вполне обоснованных опасений нарушения своих прав на интеллектуальную собственность. Эти опасения удваиваются, когда компания думает об осуществлении инновационной деятельности в Китае или даже о разработке новых технологий на территории КНР.

По словам  эксперта по запуску и развитию международного бизнеса в Китае Эдуарда Коновалова, общие условия для защиты прав на интеллектуальную собственность в Китае постоянно улучшаются, и российских компаний, которым удается эффективно управлять своей интеллектуальной собственностью и успешно бороться с правонарушениями, становится все больше.

“Тем не менее, проблемы остаются, и российским правообладателям необходимо учесть те сложности и риски, с которыми им придется столкнуться при выходе на китайский рынок, ознакомиться с теорией и практикой охраны интеллектуальной собственности в КНР и тщательно разработать стратегию защиты своих прав”, — выделяет эксперт.

В Китае действуют три основополагающих закона в сфере интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, Закон об авторском праве. На их основании принято большое количество подзаконных нормативно-правовых актов.

“Однако, несмотря на стремительно развивающееся законодательство, систему имплементации норм и приближение к мировым стандартам, Китай остается одним из лидеров по объему нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, возможности защиты различаются в зависимости от толкования закона местными властями Китая, а также некоторого протекционизма, который особенно силен в менее экономически развитых районах и небольших судах”, — объясняет Коновалов.. При этом нарушители становятся все изощреннее, используют недостатки судебной системы и процессуального законодательства, активно нарушают права на патенты и товарные знаки, находят новые пути внедрения в процесс правомерной реализации продукции.

Эксперт отмечает, что для иностранного правообладателя, в том числе российского, главной проблемой является вовсе не отсутствие в Китае возможности для защиты прав в отношении торговой марки, а скорее недобросовестная регистрация торговой марки китайским контрагентом. “Поскольку в соответствии с китайским законодательством торговая марка, зарегистрированная китайским контрагентом, будет считаться законно зарегистрированной, он сможет легко саботировать производство продукции, на которую распространяется защита данной торговой марки, при помощи все тех же защитных мер, описанных выше”, — говорит Эдуард Коновалов.

В любом случае, для компаний, которые намерены каким-то образом связать свою деятельность с Китаем, в первую очередь, необходимо регистрировать свою интеллектуальную собственность в КНР. Как мы знаем, право на патент или на товарный знак – ограничено территориально. Если компания получает патент или регистрирует знак в одной стране и не делает этого в Китае, ее китайский (либо любой иностранный) конкурент может зарегистрировать права на данный объект в Китае на себя и свободно использовать их на территории страны.

Эдуард Коновалов подчеркивает, что лучшим способом защиты прав интеллектуальной собственности в КНР является регистрация торговой марки в Китае. Отсутствие регистрации может создать более серьезные проблемы.