Северные кварталы Эдинбурга „Второй Новый город»

На плане Эдинбурга четко выделяется Новый город Крейга — прямоугольник, окаймленный садами Принсес-стрит с юга и широкой полосой зелени с севера, за Куин-стрит. За этим зеленым пространством находится уже другой Эдинбург — «второй Новый город», как его иногда называют в Шотландии. Он начинается улицей Хериот-роу, параллельной Принсес-стрит и Куин-стрит.

План нового города Эдинбурга
План нового города

 Ройал-серкус
Площадь Ройал-серкус

Энн-стрит Эдинбург
Энн-стрит

Источник св. Бернарда Эдинбург
Источник св. Бернарда

Так же как на этих улицах, дома на Хериот-роу находятся лишь на одной стороне и обращены окнами к парку. Далее кварталы «второго Нового города» спускаются к северу по склону холма, по направлению к извилистой речке Лит, в XVIII веке ещё не загрязненной и очень живописной. (В Эдинбурге эту речку называют Уотер-оф-Лит — «вода Лит».)

Дом на Энн-стрит Эдинбург
Дом на Энн-стрит

В целом планировка этой части города, авторами которой были архитекторы Роберт Рид (1776—1856) и Уильям Сиббальд, как бы вторила той, что была предложена Крейгом для «первого Нового города». Улицы пересекаются под прямым углом. Центральная улица — Грейт Кинг-стрит — соединяет две площади: Драммонд-плейс и Ройал-серкус. Однако форма площади иная, чем в более раннем проекте Крейга. её особенности выявляются уже в самом названии: Ройал-сёркус — Королевская круглая площадь. Тем самым Эдинбург получил давно желанный тип круглой площади, разработанной на полвека раньше при строительстве английского города Бат. Впервые в Эдинбурге не только площадь, но и улицы застраивались унифицированно, так, что создавалось впечатление, будто на всю длину квартала тянется одно здание. Каждый подъезд — вход в отдельный дом, имеющий свой номер. Фасады отличаются простотой и сдержанностью. Сверкают ряды узких высоких окон под прямыми плитами наличников, иногда — треугольных фронтончиков. Непременный подвальный и первый этажи покрыты рустовкой. Выше поверхность стены гладкая. Согласно правилам, установленным в 1806 году властями Эдинбурга и владельцами земли, на которой шло строительство, крыши везде низкие, без слуховых окон. Подвальный этаж отделен от тротуара небольшим пространством, через которое переброшены лестницы, ведущие к входным дверям. Решетки лестничных перил находят себе продолжение в решетках, которыми обнесен вдоль домов тротуар. Таков в основном вид улиц этой части Нового города, строительство которой шло с 1802 по 1825 год.

 над рекой Лит
Старый Мельничный мост у бывшей деревни Дни Виадук над рекой Лит

 Морей-плейс
Панорама площадей Рэндолф-кресент, Эйнсли-плейс и Морей-плейс

Суровая дисциплина почерневших от времени жилых кварталов «первого» и «второго» Нового города неожиданно уступает место совсем иным впечатлениям, если пройти по улицам, лежащим несколько западнее по холмистым берегам узкой речки Лит. Этот район Эдинбурга очень живописен. Здесь много зелени, иногда почти скрывающей здания. Улицы, находящиеся непосредственно за мостом Стокбридж, на левом берегу реки, представляют отдельную страницу в истории Эдинбурга. Они застраивались в 1813—1825 годах, одновременно с «вторым Новым городом», но сама планировка кварталов отличается большей свободой и разнообразием. Строительство шло на землях, принадлежавших прославленному шотландскому живописцу Генри Реберну, при его непосредственном участии. Одна из улиц носит его имя — Реберн-плейс. Возможно, в честь жены художника названа Энн-стрит, пожалуй, самая привлекательная жилая улица города. Дома здесь отделены от тротуара довольно глубокими и узкими палисадниками с раскидистыми деревьями на зеленых лужайках и клумбами, полными благоухающих цветов. Улица невелика, и дома невысоки, но по своей изысканности эти жилые дома на Энн-стрит не уступят иному дворцу или богатому особняку. Все они объединены единым фасадом, в центральной своей части трехэтажным, украшенным фронтоном и пилястрами во втором и третьем этажах и дорическими колоннами в первом этаже. От центра в обе стороны расходятся, расположенные ступенчато, здания пониже и поскромнее. У начала и у конца улицы здания несколько выдвинуты вперед, чем достигается завершенность всей композиции.

Лит Морей-плейс
Панорама площадей Рэндолф-кресент, Эйнсли-плейс и Морей-плейс


Дорожка над бкркгом реки Лит Морей-плейс

 на Морей-плейс
Одно из зданий на Морей-плейс

От моста Стокбридж, по правому берегу реки, вверх по её течению идет дорожка. Она проходит мимо небольшой, живописно расположенной ротонды, построенной в 1789 году Александром Нэсмитом и известной под названием Источник св. Бернарда, ныряет под виадук, сооруженный инженером Томасом Телфордом в 1829—1831 годах. Каким маленьким, почти прижатым к воде кажется расположенный поблизости старый Мельничий мост у бывшей деревни Дин по сравнению с виадуком Тел-форда, гордо вознесшимся на 30-метровую высоту над каменистым руслом реки! Дорожка пробегает то по совсем как будто сельской местности, то, поднятая на каменные опорные стенки, вьется над обрывистыми берегами, на которых ещё в начале XIX века был разбит великолепный густой парк.

Дома
Дома на Эйнсли-плейс

Над этими живописными склонами, за стеной зелени находится ещё один отрезок Нового города, который требует специального внимания. На плане Эдинбурга он хорошо различим. Между рекой Лит на западе и площадями Шарлотты и Ройал-сёркус на востоке в начале XIX века ещё оставался свободный участок земли, принадлежавший графу Морею. На нем в 1824—1827 годах развернулось строительство последнего из крупных архитектурных ансамблей, охватывавших жилые кварталы Эдинбурга.

Архитектором был Гиллеспай Грэм (ок. 1777—1855), представитель последней фазы шотландского классицизма, отмеченной пышностью и широким размахом архитектурных замыслов. Грэм создал здесь эффектную цепь площадей, соединенных короткими улицами. Ансамбль начинается полукруглой площадью Рэндолф-кресент, за которой следует овальная Эйнсли-плейс, затем, самая богатая из них, круглая площадь Морей-плейс, от которой изящно ответвляется широкий полукруг улицы Даун-террас. Посредине каждой площади находится огороженный тенистый сад. К тому же из окон задних фасадов домов, обращенных к реке Лит, открывается дивный вид на парк и отдаленное море. В каждом отрезке этого ансамбля дома оформлены едиными фасадами. Кульминационной точкой всего ансамбля является Морей-плейс. Общий характер фасадов свидетельствует о дальнейшем развитии принципов, принятых при строительстве «второго Нового города».

Сохраняется подвальный этаж с непременными решетками ограды, рустованный первый этаж, гладкая поверхность стен вышележащих этажей. Но по сравнению с улицами, созданными Сиббальдом и Ридом, суровыми и сдержанными, площади Грэма обращают на себя внимание пышным, но вместе с тем и строгим великолепием. Дорические портики с фронтонами и пилястры обогащают фасады; подвальные этажи обработаны «рваным» камнем, рустовка первых этажей сочная и выпуклая, верхние этажи облицованы полированными плитами известняка лучших местных сортов. Нижняя часть окон украшена металлическими решетками, кажущимися кружевными. Особенно хороши решетки с узором пальметок и аканта, очень изысканные и четкие по рисунку. Поднятые на тонкие металлические ножки круглые чаши стеклянных фонарей у подъездов занимают не последнее место в общей композиции. ещё немного, и могло бы показаться, что здания подавляют своим величием и роскошью, что они выходят за пределы норм жилой архитектуры. Но Грэм не преступает этой границы, и его площади — прежде всего Морей-плейс — становятся органической частью архитектурных ансамблей Эдинбурга, достойно украшая город.