В качестве запора двери используются ручки и щеколды, их может дополнять дверной замок. Разработано и опробовано множество приспособлений, чтобы особенно широко и гостеприимно распахнуть двери: это и дверь, состоящая из двух створок, и раздвижная дверь, и дверь-ширма. В качестве материала для дверей чаще всего используется дерево или похожие на него материалы, а также металл и стекло.
С точки зрения оформления и расположения двери могут иметь как весьма скромную функцию закрывания, так и соответствовать более высоким требованиям в зданиях и помещениях парадного назначения. Среди них — складчатые опоры и богатые обрамления из благородных металлов с колоннами по обеим сторонам и венчающим антаблементом, с живописными десюдепортами или скульптурными украшениями, сложные по рисунку дверные полотна с рельефами.
Двери в исторических залах для торжеств или в культовых помещениях почти не отличаются по пышности форм от входов в здания и порталов. Выше сказанное относится как к двери в стиле ренессанс в зале для торжеств старой Лей-пцигской ратуши, так и к дверям тронного зала бывшего Берлинского дворца с их скульптурным украшением. Одним из наиболее производящих впечатление расположением дверей служит анфилада: соединительные двери нескольких соседних помещений располагаются в этом случае по одной оси так, что весь ряд комнат образует при открытых дверных створках цельное пространство, полностью обозреваемое и свободное для прохода. В каждом случае дверь служит составной частью стены и должна вписываться в рисунок ее оформления. Решающую роль в данном случае играет функция прохода: она определяет, использовать ли неброские формы типа двери, оклееной обоями, или подчеркнуь двери всеми доступными декоративными средствами.
Большинство дверей, используемых в городских и деревенских домах, состоят, начиная со средневековья, из досок, которые скрепляются между собой двумя шпонками. На шпонках укреплялись дверные полотна, образующие с металлическим шарниром единое целое. Петли, навесы и головки гвоздей могли украшаться в процессе ковки орнментами. На исходе средневековья дверная конструкция начала походить на развитые мебельные конструкции. Теперь дверную створку, закрытую дверной филенкой, удерживает рамочная конструкция.
В результате использования более крепкого дерева для рамы и более тонкой филенки возникла живая кессонная поверхность. Рисунок и пропорции филенки, а также выбранные породы дерева и техника, вплоть до интарсии, создавали многочисленные возможности для оформления, к которым добавлялись также и орнаментальные украшения.
Начиная с периода барокко использовалась привозная экзотическая древесина. Позднее дверные створки стали покрываться цветным лаком. Очень эффектно выглядели кованные из железа решетчатые двери, украшающие алтари в южно-немецких церквях в громоздких формах барокко или филигранных формах рококо, как, например, в Вайнгартене и Амборбахе. Решетчатую дверь 1760 г. в половину высоты посетитель встречает в подъезде дома Эрмлер в Берлине. Начавшееся к этому периоду застекление дверей привело в конце XIX в. к изысканному застеклению которое весьма оживляет дверные створки стиля модерн. Только 60 лет назад филенчатую дверь заменила закрытая рамочная конструкция. С этого времени фанерованные и лакированные панели из фанеры и твердых волокон образуют совершенно ровную и гладкую поверхность двери. Поскольку в настоящее время весьма популярны в архитектуре прозрачные перегородки, то появились двери из цельных кусков стекла без всякого обрамления.
Больцано в Южном Тироле. Готическая внутренняя дверь в замке Рункельштейн, построенном в 1234 г. и принадлежавшем позднее епископам Тринта. До настоящего времени сохранились в неизменном виде дверное полотно из дерева, обивка, петли и замок из металла. Неизменными остались и габариты проема, позволяющие свободно пройти человеку с грузом или подносом.