Сравнительно редкими, но весьма эффектными элементами фасадов являются эркеры. Они представляют собой закрытые одно- или многоэтажные выступающие из плоскости фасада части здания прямоугольной, круглой или многогранной формы. Они опираются на выступающие в виде консоли балки или консольные камни, иногда ризалит. Верхнее завершение эркера может иметь один-два ската, быть конусным, но встречаются и эркерные башенки, шлемы которых поднимаются над главным карнизом здания.
К средневековым формам эркера относятся простые сливные эркеры, выступающие части здания, используемые в целях защиты, а также выступающие впереди фасада алтарные ниши маленьких капелл внутри зданий. На жилой башне тюрингской крепости Лобдебург сохранился эркер романского периода. Хоры на старой Пражской ратуше и на нюрнбергском доме священника церкви Зебальдуса дают примеры готических форм. В период немецкого Ренессанса эркеры на жилых домах, ратушах и замках были чрезвычайно популярны, они мастерски оформлялись и часто украшались богатыми скульптурными изображениями. Эркеры расширяют внутреннее пространство и позволяют расширить обзор площади, улицы или двора замка. Они встречаются даже на фахверковых строениях. В Северной Германии в это время была характерна вытянутая выходящая вперед форма без выступа консоли от фундамента. Подобного вида трехэтажный чердачный эркер появился в 1564 г. на новом здании замка Лейтцкау. В жилищном строительстве XVII—XX вв. также использовались эркеры, исключением были только подражающие античным формам фасады эпохи классицизма, на которых появление эркера было бы странным.
Открытый выступ здания, огражденный парапетом, называется балконом. Его предшественников мы находим во внешних кафедрах некоторых культовых сооружений, среди них собор Прато, созданный около 1434 г. Донателло и Микелоццо. Такие выступы (небольшие балконы) использовались в средние века для так называемых священных наставлений, т.е. ритуального показа реликвий. Наружная кафедра церкви паломников в Роншане Ле Корбюзье использовалась, как и любая другая церковная кафедра, для проповеди.
На ратушах эпохи Ренессанса так называемые кафедры для провозглашения официальной городской информации комбинировались с входными лестницами. Примером тому служат лестницы ратуши в Песнеке (1530) и Герлице (1538). Балконы с каменными парапетами, с балюстрадами и художественными решетками из кованого железа часто венчают центральные порталы дворцов периода барокко.
Особое предпочтение отдавалось балконам в строительстве жилища начиная с 1870 г. В современном массовом жилищном строительстве балкон с парапетами из камня, металла, армированного стекла или решеток служит частым, а нередко и единственным разделительным элементом фасада. Укрепленные кладкой или опирающиеся на колонны платформы для входа, как например, в ратуше Виттенберга (1573) называются альтанами.
Лоджия, в отличие от балкона, не столь существенно выступает над линией застройки. Похожая на помещение, наружная сторона которого сокращена до парапета, лоджия служила когда-то для официальных представлений, а в современных жилых домах, гостиницах и больницах служит любимым местом пребывания на воздухе. Лоджией однако может быть и самостоятельное открытое большими аркадами здание. Образцы из итальянских городов дали свою форму завершенному в 1830 г. садовому павильону Вальдштейнско-го дворца в Праге и построенному в 1840—1844 гг. павильону Фельдхернхалле в Мюнхене.
Сделанная в виде углубления в строительном объеме проходная лоджия называется галереей, в то время как перекрытый крышей открытый проход перед фасадом — крытой галереей. Различить их между собой особенно сложно при наличии многоярусных рядов арок — аркад. Иногда в период Ренессанса целые дворцовые ансамбли окружались много-ярусными аркадами. В качестве примеров следует упомянуть Вавельский дворец в Кракове, дворы замка Плассенбург в Кульмбахе и замка в Моравском Крумлове.
Гельнхаузен в Гессене, романская ратуша, построена около 1190 г., обнаружена после разборки фахверкного дома в 1882 г. и реставрирована. Над сводом магазина, расположенного в первом этаже, находится зал, вход в который осуществляется через балкон (альтан) с наружной лестницей. Отсюда оглашались горожанам решения Совета. В отличие от балкона, свободно опирающегося на консоли, альтан имеет основание.