С незапамятных времен человек для защиты от непогоды строит укрытия. Природные пещеры не удовлетворяли его. И в соответствии со своими постоянно изменяющимися материальными возможностями и требованиями человек строил свое жилище. Таким образом он преобразовывал окружающую среду и приспосабливал ее к своим жизненным функциям. Предметный результат этой деятельности — здания и их интерьеры — называется архитектурой.
Прогресс производительных сил, сказавшийся, естественно, и на архитектуре, связан с использованием сначала природных строительных материалов, затем искусственных, а также поступательным развитием строительной техники — от хижины, выстроенной вручную на заре человечества, до монтажа современного высотного дома. Если поначалу человеку для того, чтобы выжить, было достаточно безопасного убежища на ночь, то на протяжении веков его потребности в помещениях различного назначения возрастали и дифференцировались.
Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым и более сложным типам зданий. С началом эпохи промышленной революции, а именно при переходе от феодальной формации к капитализму, такие жизненные процессы человека, как производство и воспроизводство начинают протекать преимущественно во внутренних помещениях.
Часть изменений, пережитых архитектурой прошлых эпох, объясняется изменением способа производства и разнообразием требований, предъявляемых к помещениям. При этом следует учитывать, что форма каждого продукта человеческого труда зависит не только от процесса производства и цели его использования. Человек всегда старался и старается привнести в свое творение что-то из своего мироощущения, свои мысли и чувства. Таким образом созданная человеком материальная среда приобретает эстетические качества.
На протяжении каждой общественной формации — первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, характеризующейся определенным уровнем развития производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений, изменялся образ жизни, политический строй, формы общественного сознания и, само собой разумеется, эстетические взгляды. Осваиваемая и творимая человеком окружающая среда в каждой фазе этого сложного процесса точно отражает действительность, включая и существующие понятия о красоте. Без .исключения это относится и к архитектуре. Так, в произведениях архитектуры отражаются не только идеальные воззрения на форму, которые иногда достигают уровня искусства, но и процесс изменения общественного идеала красоты.
Сравнивая произведения архитектуры относительно времени их возникновения и их формы, историки архитектуры различают в тысячелетней истории немецкой архитектуры периоды, перечисленные в таблице на форзацах книги. Вот уже 100 лет общепринятой считается следующая классификация: романский период — готика — ренессанс — барокко — классицизм; в Новейшее время добавились понятия «историзм» и «модерн».
Источник: Путеводитель по архитектурным формам. Г. Грубе А.Кучмар. М. 1990 г.