Окна

Наиболее часто используется для освещения и проветривания внутренних помещений другое отверстие на фасаде — окно. Это отверстие укрепляется в верхней части горизонтальной балкой-перемычкой или сводом с замком. Вертикальный откос оконного проема и горизонтальный наружный подоконник образуют прямоугольник, который может быть разделен импостом и стойкой. Сводчатые перемычки в форме арки перекрывают не только оставшиеся отверстия, но и придают окну разнообразные контуры. Сложность укрепления верхней перемычки окна приводила в прошлом к превышению высоты над шириной. Поэтому в основном преобладали вертикальные форматы окон, обрамление которых в зависимости от архитектурной задачи было скромным или пышным.

 

Так, в Средней Европе отверстия в стене необходимо было утеплять, закрывая от порывов ветра и снега, но при этом обеспечивать доступ свету. Для этого было испробовано множество конструкций и материалов. Наиболее подходящим решением на протяжении столетий оказалась застекленная подвижная рама из дерева. Наличие только маленьких форматов стекол предполагало вначале разделение оконной створки свинцовыми прутками и деревянными поперечинами. Только начиная с 1845 г. стало изготовляться плоское стекло, и только с XX в. существует метод вытяжного проката для стекол больших размеров.

 

Различные варианты формата окна и его размеров, виды обрамления и разделения и, наконец, возможности расположения окон сделали «глаза дома», вероятно, самым важным элементом оформления фасадов. Окна стали типизироваться только с появлением больших построек римского времени, так как резкий свет Средиземноморья достаточно хорошо освещал помещение через дверь, ведущую во двор. С развитием каменного строительства в римских провинциях на Рейне и Дунае окно стало известно и севернее Альп и было принято в архитектуре романского периода как скромное полуциркульное отверстие. Скошенные откосы оконного проема, Сдвоенные или расположенные аркадами в ряд окна улучшали освещенность помещения и обогащали его архитектурный облик. Поздний романский период принес с собой более разнообразные формы и богатые оформления.

 

Окна средневековых жилых домов закрывались оконными ставнями, чаще всего расположенными изнутри, а, начиная с XIII в., всегда застеклялись в верхней части ромбовидными или круглыми с утолщением посредине стеклами.

 

В готический период в результате использования каркасных конструкций окна и прежде всего окна культовых сооружений достигли значительных размеров и выполнялись на высоком художественном уровне. Стрельчатые перемычки над стрелообразными окнами заполнял ажурный каменный орнамент, формы которого неоднократно изменялись вплоть до позднеготического периода.

 

С начала эпохи Ренессанс каменные обрамления окон, по большей части прямоугольные или полуциркульные, стали снабжаться рамами с орнаментальным украшением, область перемычки украшалась сандриками, а наружные подоконники иногда опирались на консоли. Если по обе стороны окна устанавливались колонки или пилястры, то такое богатое обрамление придавало ему форму эдикулы, в которую входил и парапет. Образ окна и его пропорции стали предметом возникшей в это время теории архитектуры. Неизвестное до этого множество оконных форматов принес с собой период барокко. Прямоугольные или овальные, перекрытые полуциркульными, коробчатыми и сегментными арками, великолепные пропорции, богатые обрамления и фантастические решетки соединялись в окна, соответствующие репрезентативности этой эпохи.

 

От декоративно бедных окон классицизма, несмотря на все многообразие форм, привнесенных историзмом и стилем модерн, импульс дошел и до наших дней. Стальные и железобетонные скелеты, сборные элементы для конструктивно ненапряженных наружных стен, методы отопления и вентиляции помещений создали предпосылки для застекленных модульных фасадов современности. Сооружение в 1851 г. Хрустального дворца на Лондонской Всемирной выставке положило начало современной архитектуре.

 

Потсдам, жилой дом в Голландском квартале

Потсдам, жилой дом в Голландском квартале, построен около 1735 г. архит. И. Боуманном. Сооружением этих типовых домов прусский король надеялся привлечь голландских ремесленников к переселению в Потсдам. Для них характерны кирпичная кладка без штукатурки, бело-зеленая окраска ставен, а иногда и богатое оформление портала. Как и во многих других жилых домах прошлого окна имеют вертикальную ориентацию.