Фасад, план, разрез и перспектива
Каждый знает: о книге можно судить тогда, когда она написана, напечатана и прочитана; о картине художника — когда она совсем готова и показана на выставке, о новой пьесе — когда она поставлена на сцене. А вот об искусстве архитектора можно судить задолго до того, как выстроен дом, дворец или школа. Почему? Очень просто. Автору проекта достаточно показать общий вид и замысел своего будущего творения, и в этом ему помогает чертеж.
Чертеж архитектора. Без него ничего нельзя построить.
Писатель, художник, скульптор и музыкант свое «сочинение» могут изготовить сами, своими руками.
«Сочинение» архитектора выполняют сотни рабочих, мастеров, инженеров самых разных специальностей: от бетонщиков и маляров до электриков и слесарей-водопроводчиков. И чтобы каждый знал, что и как ему делать, нужно описание, рисунок или образец. Таким лучшим, проверенным опытом, способом изобразить будущий дом является чертеж.
Перед вами проект дома.
Его наружный вид — фасад изображен на чертеже. Но фасадов может быть несколько: передний, выходящий на улицу, — это главный, боковые фасады, их обычно два, и задний — дворовый. Все фасады надо начертить.
Чтобы построить дом, нужно показать расположение квартир, и лестницу, и лифт.
А в каждой квартире изобразить комнаты. Какие они? Квадратные, прямоугольные, длинные, и как пройти из одной в другую.
На чертежах-планах показывают и как в комнатах расставлена мебель, и какого цвета стены.
План — это как бы вид сверху на все квартиры, если бы вы мысленно сняли крышу-потолок с целого этажа.
Выходит, сколько этажей, столько должно быть и планов? Совершенно верно. Да еще не позабыть планов подвала, чердака и крыши.
А крыша зачем? Оказывается, на нее выходят вентиляционные трубы, антенны, и если крыша плоская, то будки лифтов, площадка для прогулок, сад…
Наконец, надо показать, какой высоты будут квартиры или другие помещения. Из каких материалов сделаны стены, перегородки, полы. Обо всем этом можно рассказать на чертеже, который называют разрезом.
Когда разбирают старый дом, видны его «внутренности»: торчат балки, на которых лежат полы, в глаза бросаются разноцветные обои стен, оштукатуренные перегородки.
Так и на разрезе-чертеже: он похож на дом, у которого отняли переднюю стену.
У архитектора есть три главных чертежа: фасад, план и разрез.
А чтобы представить общую картину дома в окружении других зданий, деревьев, улиц, существует еще один чертеж. Он называется перспектива. На ней можно сразу увидеть две стороны здания, и каменные плиты дорожки, и длинный ряд окон, уменьшающихся по мере того, как удаляется вдоль улицы весь дом.
Мы-то знаем, что все окна одинаковы, а глаз видит, что ближние больше дальних.
Так выглядит изображение «в перспективе».
Чертеж-перспектива дает возможность лучше увидеть то, что предлагает автор проекта—архитектор. Увидеть так, как будет в жизни. Первым, кто придумал такие изображения, был художник Мазаччо.
Видите, искусство архитектора и художника тесно переплетаются между собой.
Чертежи изготовляли еще египетские зодчие.
Но, конечно, это были совсем не такие чертежи, как в наше время.
И у нас на Руси до XVIII века делали предварительно обмеры и «описания», и они служили своеобразными чертежами. И уже в московской летописи 1681 года предписывалось: «А делать против чертежа и за указом подмастерским». И упоминалось об «образце» и «переводе», как называли в ту пору «модель» и «чертеж».
Так у нас уже в далекие времена появилось изображение задуманного архитектурного проекта.