Венеция

Венеция
Венеция. Большой канал

Замечательный памятник

Красную площадь нашей столицы украшает собор Василия Блаженного— замечательный памятник древней русской архитектуры. Четыре с четвертью столетия назад при царе Иване Грозном был он сооружен в честь присоединения Казани к Московскому государству. Место для «Василия Блаженного» выбрали не в Кремле, где строили знаменитые храмы и жили царь и бояре, а вне высокопоставленного посада, поближе к простому народу. И только главный, западный фасад собора выходил в сторону Кремля.

Общая идея постройки церкви заимствована из деревянной древнерусской архитектуры. Это так называемый столп — вертикальная восьмигранная призма, «восьмерик». Крыша у него устроена шатром, со скатами на каждую сторону. Под столпом идет сплошной этаж — платформа, которая называлась «подклетью».

Интересно то, что «Василий Блаженный» состоит не из одного столпа, а нескольких. Это комплекс «о девяти верхах». Большая каменная церковь в центре плотно и симметрично окружена восемью другими, поменьше. Если посмотреть на собор сверху с вертолета, то сразу видно, что вокруг центрального столпа имеются еще восемь, которые стоят симметрично: четыре больших по кресту и четыре поменьше по диагонали; всего девять. При царе Федоре, сыне Ивана Четвертого, была построена десятая церковка, как раз над могилой богомольца Василия Блаженного, то есть «счастливого».

Так спустя тридцать лет после сооружения собора его стали именовать храмом Василия Блаженного.
Чем же замечательно это сооружение? Конечно, своим живописным, сказочно-прекрасным видом. И красота его идет не от богатых материалов— мрамора или гранита, нет, здание выложено из обычного кирпича и камня-известняка. Величественную картину создают необычайная оригинальность архитектуры и удивительная гамма красок. Художественная фантазия здесь безгранична. Сочетание цветов белого и красного дополнены кафелями и изразцами из глазурованной глины. Цветастые звезды на фоне кирпичной стены, кровли, покрытые черепицей, железные главы, стрелы на гранях, «кокошники» на малых столпах — все имеет свою фигуру, собственную форму. Вместе с тем разнообразие мотивов подчиняется единому «порядку». В этом «разнообразии в единстве» сказался огромный талант строителей, их гениальная фантазия. Но самое главное, что сделало церковь Василия Блаженного произведением бессмертным — это своеобразная, отличная от других чисто народная, русская архитектура.

Кто же эти великие умельцы, прославившие в веках русскую архитектуру? История знает их имена, но, к сожалению, малоизвестны подробности их жизни. Это Барма и Посник. Главным строителем был Барма. У северных жителей Древней Руси слово «барма» значило «пчелка». Так обычно именовали талантливых трудолюбцев. А вторым «соработником» был Посник Яковлев. В XVI веке на Руси простым людям еще давали прозвища, а не фамилии. Летопись скупо говорит об этих гениальных зодчих. Существует легенда, что, восхищенный красотой собора, царь Иван Грозный велел ослепить его авторов, чтобы они больше нигде и никогда не смогли воздвигнуть подобное чудо. Изучение архивов не подтверждает этой легенды. Так, опричник-иностранец Генрих Штаден, служа у царя Ивана IV, написал книжку, в которой подробно рассказал о всех важнейших событиях того времени, но он не упоминает о том, что царь ослепил зодчих собора. Нельзя не вспомнить и о том, что такая же легенда существует о строителе собора святого Марка в Венеции, которого якобы правители-дожи ослепили, чтобы он не мог больше ничего строить.

Легенда об ослеплении Бармы и Посника усиливала молву о необычайной красоте знаменитого храма.

«Чудо плавучее»

Венеция! Слово это вызывает представление о чем-то изумительно красивом и поэтическом. На ум приходят строки поэтессы Натальи Кончаловской: «Место в Италии самое лучшее—город Венеция, чудо плавучее…».

Венеция — солнечный город, в котором каналы заменили улицы. Через каналы можно перейти по высоко вздыбленным мостикам. В гладких водах отражаются дворцы из разноцветных мраморов. Черные гондолы с гребешками на высоко задранных носах скользят по каналу. Ими управляют «извозчики» — гондольеры в соломенных шляпах.
Венеция. Большой канал.
Главный проспект Венеции — Большой канал, по-итальянски «Канале Грандо», ведет к Адриатическому морю. На эту водную улицу выходят знаменитые здания: Дворец Дожей, Библиотека, Золотой дом с позолотой на живописном фасаде. За двумя колоннами со львами, в разрыве между

Дворцом Дожей и Библиотекой — открывается площадь Пьяцетта с собором святого Марка — покровителя города. И роскошные дворцы, и соборы, и большие и крохотные особняки стоят на воде, на сваях. Гондолы подплывают прямо к дому, к крыльцу со ступеньками.

Зародилась Венеция в VII веке, но расцвета достигла в XIV и XV веках. Положение на путях из Европы в Азию сделало Венецию богатой и сильной. Богачи-торговцы устраивали на площадях веселые праздники, красочные морские парады, святочные карнавалы, театральные, комедийные зрелища. Прославилась Венеция и своими художниками. Тициан, Веронезе, Джорджоне и Каналетто увековечили в портретах и пейзажах граждан-венецианцев и свой город.

Величие Венеции сказалось в архитектуре. Великолепен Дворец Дожей, который строился 600 лет. Итальянская готика дворца со знаменитой галереей и стрельчатой аркадой послужила образцом для многих зданий города. Фасады внутреннего двора в этом здании незаметно переходят в другой стиль — ренессанс. Рядом с Дворцом Дожей — здание Библиотеки. Оно так умело подстроено к старинному Дворцу Дожей и собору святого Марка, что, несмотря на различие стилей, получился красивейший на свете архитектурный ансамбль.

С Венецией связано имя величайшего архитектора Андреа Палладио. Главные его творения — дворцы и виллы построены вокруг Венеции на «твердой земле». На своей родине в Виченце Андреа Палладио построил здание городского управления— Базилику, на фасаде здания им придуманы красивые тройные окна. Среднее окно полукруглое, выше и шире двух боковых и отделено от них небольшими колоннами. Такое окно назвали «венецианским», но правильнее называть его «палладианским».

Любопытен такой факт. Точно такое же окно изображено на картине-фреске великого художника Рафаэля «Пожар в Борго». Борго — это квартал в Риме, который огонь уничтожил за полвека до того, как Палладио построил Базилику. Быть может, Рафаэль первый придумал такое окно? Или рисовал с натуры дом, построенный архитектором Браманте? Такова одна из загадок в истории стиля ренессанс. В будущем ученые, возможно, раскроют «тайну венецианского окна».

Источник: К Лучесской «От пирамиды до телебашни»