Горное барокко в сердце Карпат.
У подножия Татр расположено местечко Закопане, славящееся своим уникальным архитектурным наследием. Здесь сохранилось немало построек, в облике которых традиционные фольклорные мотивы соединяются с элементами европейских стилей. Ярким примером этому может служить один необычный дом, построенный в начале XX века. За свою долгую жизнь он обветшал, но не утратил таинственности и магической притягательности. Французский декоратор Патрис Нурисса, возродивший старинное жилище, стремился воссоздать забытое, казалось бы навсегда, прошлое, что ему блестяще удалось.
Деревня Закопане, спрятавшаяся среди высокогорных пастбищ и лесов, в конце XIX — начале XX века стала своеобразной Меккой для поэтов, композиторов, артистов и художников. Они черпали вдохновение в сказочной, завораживающей красоте горных пейзажей. Некоторые даже решили здесь остаться. Среди них был Станислав Виткевич, с именем которого связан так называемый закопанский стиль, возникший сначала в архитектуре, а затем получивший распространение и в других видах искусства.
Станислав Виткевич известен как архитектор, автор пьес, художник и фотограф. Он был человеком очень талантливым, странным и довольно замкнутым, а на закате жизни стал совсем нелюдимым из-за душевной болезни. В Закопане Виткевич жил до конца своих дней. Эта горная местность привлекала его не только своей чарующей красотой, но и многочисленными легендами, старинными преданиями и тайнами, окутывающими её с незапамятных времен.
В 1904 году на одном из холмов Закопане Виткевич построил дом своей мечты и назвал его своим именем. В этом здании наиболее ярко проявился закопанский стиль, созданный художником. И во внешнем облике, и во внутреннем убранстве строения традиционные декоративные элементы сочетаются с признаками новых веяний в европейской архитектуре рубежа столетий. После смерти Виткевича дом долгое время пустовал. Затем здесь поселилась семья художников. Однако новых обитателей старинного жилища беспокоил тревожный дух этого места.
Загадочный дух этого дома будоражит воображение и напоминает о тех далеких временах, когда на земле ещё жили говорящие звери, гномы и волшебные эльфы.
Закопане — единственный польский город у подножия Татр. Полтора века назад сюда начали приезжать артисты, музыканты, ученые и художники. Для многих из них эти места стали источником вдохновения
Уже в наши дни польская предпринимательница Аня Старак, большая любительница живописи, увидела этот старый дом в закопанском стиле и, очарованная красотой бывшего жилища Виткевича, влюбилась в него. Она решила купить здание и превратить его в свою зимнюю резиденцию. Аня хотела сохранить изысканность и благородство старинной постройки и в то же время сделать дом комфортабельным, соответствующим всем требованиям цивилизованной жизни. Для решения этой непростой задачи был приглашен французский декоратор Патрис Нурисса.
Станислав Виткевич известен как архитектор, автор пьес, художник и фотограф. Он стал основоположником так называемого закопанского стиля.
Большинство предметов интерьера сделано местными мастерами. Дизайнер постарался сохранить фольклорные мотивы, присущие закопанскому стилю.
Таинственная и несколько мрачная атмосфера, загадочный дух, витающий в комнатах, запах карпатских елей, из которых построен дом, покорили Нурисса, и он захотел воссоздать первоначальный облик здания. Поскольку в течение столетия интерьер изменился, декоратор занялся поисками исчезнувших элементов декора, типичных для построек этого региона. Ему удалось найти мастеров, которые сделали из обрезанной соломы вязанки для конопачения щелей, являющиеся традиционным атрибутом многих деревянных домов в Закопане. Здешние ремесленники изготовили барельефы и медальоны с изображением оленей; местные мастерицы вышили портьеры из светлого шерстяного сукна. Скульптуры медведей, поддерживающих полку над камином, были вырезаны из дерева по эскизам Патриса Нурисса. Мебель, картины, настенные светильники приобретены в антикварных лавках Франции, Италии и Польши.
При оформлении интерьера особое внимание декоратор уделил цветовой гамме. Для того чтобы получить цвет мокрого песка, придающий комнатам легкий налет старины, со стен и пола удалили лак.
Сняли линолеум, закрывавший деревянный пол, и часть досок последнего, пошедших на отделку стен, в некоторых местах заменили плитами из натурального камня, обработанного «под старину». Пространство дома было расширено благодаря более широким дверным проемам на первом этаже. Не забыл Патрис Нурисса и о комфорте: дом оснащен всеми достижениями цивилизации, которые искусно спрятаны под покровом старого декора.
И во внешнем облике, и во внутреннем убранстве постройки традиционные декоративные элементы сочетаются с признаками новых веяний в европейской архитектуре рубежа веков
В спальне, как и во всем доме, интерьер прост и сдержан: стены обшиты необработанными досками, на полу — домотканые коврики, в изголовьях деревянных кроватей — сова и петух, символизирующие день и ночь
Бывший дом Виткевича очаровывает красотой и благородством. Старинный буфет, люстра, деревянные стулья на изящных резных ножках – все эти предметы хранят на себе следы времени.
За столетнюю историю этого дома в его внешнем облике и в интерьере многое переменилось. Однако таинственность, окутывающая это сооружение, осталась неизменной. В результате долгой и кропотливой работы талантливому французскому декоратору удалось возродить сказочную, таинственную атмосферу благородной старины, существовавшую здесь во времена Станислава Виткевича. Сегодня, как и много лет назад, в убранстве этого дома гармонично сочетаются изысканность и простота.
Фото: East News/Inside/Joel Laiter