Не каждый город может похвастаться тем, что его застройка велась целыми ансамблями. В этом отношении Эдинбург один из немногих городов Европы. Его центр состоит из четко выраженных частей, почти каждая из которых создавалась согласно определенному архитектурному проекту.
В Старом городе интересно бродить по узким средневековым переулкам и тупичкам, неожиданно обнаруживая причудливые старинные постройки. Там почти каждый шаг рождает исторические ассоциации, и невольно идешь «от здания к зданию», все время делая для себя какие-то открытия. Красота и своеобразие Нового города раскрываются не только в строгих и стройных архитектурных ансамблях, но и в самой его планировке. Поэтому Новый город нужно видеть и в «объеме» и «с птичьего полета».
Новый город Эдинбурга представляет один из редких случаев в истории градостроения. Его возводили на свободных землях как единое целое. Город вырос немногим более чем за пол столетия. Работы начались в 1767 году. К 1830-м годам архитектурные ансамбли, составляющие основное ядро нового Эдинбурга, уже почти сложились. В истории строительства четко выделяется несколько этапов, на каждом из которых выдвинулись различные Архитекторы, возводившие задуманные ими ансамбли по соседству с уже существовавшими. Таким образом, получилось, что Новый город сам состоит из нескольких небольших «новых городов», самостоятельных и вместе с тем связанных воедино. Хорошо сохранившись до наших дней, он и сейчас производит большое впечатление цельностью своего архитектурного облика.
Северный мост. Овощной и рыбный рынок. Гравюра
Новый Эдинбург строился в период расцвета шотландского классицизма и подчинен строгой классической дисциплине. Кон такты с Англией наложили определенный отпечаток на характер его архитектуры. В частности, здесь очень широко применялось объединение всех зданий улицы или площади единым фасадом, оформленным классическим ордером. Этот прием, разработанный при строительстве английского города Бат в середине XVIII века, сразу же распространился на Британских островах. Но в то время как в самой Англии, кроме Бата, значительные образцы подобных архитектурных ансамблей XVIII века почти не уцелели, в Эдинбурге они остались, придавая городу неповторимое своеобразие.
При этом эдинбургские ансамбли имеют свои, специфические черты. Они не только тесно связаны с окружающим ландшафтом — природа введена здесь в сам организм города. Единство общего впечатления создается и за счет цветовой гаммы. Строившиеся из розовато-желтого песчаника, здания со временем впитали гарь и копоть. ещё несколько лет назад преобладающим цветом Эдинбурга был серо-черный, что придавало свое образную суровость величавой архитектуре города. Нынче многие общественные здания очищены пескоструйными аппаратами, и Новый город постепенно обретает свою первоначальную окраску, освобождаясь от наносной мрачности.
К середине XVIII века Старый город был уже очень перенаселен. 60 000 человек жило на небольшой площади в уже давно обветшавших домах. По традиции за Флодденской стеной ещё почти ничего не строили.
Предложения по улучшению старого Эдинбурга высказывались и в конце XVII, и в 20-е годы XVIII века. В 1740-х — начале 1750-х годов в южной части города, за чертой стены, для расселения эдинбургской знати разбили несколько небольших площадей, окруженных жилыми домами. Однако все это были лишь полумеры. Думать всерьез о необходимости расширения коренных границ старого Эдинбурга стали только после того, как в 1751 году в черте города обрушилось шестиэтажное здание.
В июле 1752 года от имени отцов города был опубликован документ, озаглавленный: «Предложения по выполнению ряда общественных работ в городе Эдинбурге». Он должен был ознакомить жителей Шотландии с печальным положением дел в столице и помочь собрать средства, необходимые для воплощения проекта в жизнь. В «Предложениях» говорилось о перегруженности и загрязненности Старого города, о том, что его главная, и по сути дела единственная, проезжая улица забита рынка ми и лотками торговцев; отмечалось почти полное отсутствие общественных зданий, необходимых для жизнедеятельности города: есть лишь Парламент-хауз, церкви, малочисленные лазареты, но нет ни биржи, ни архива, ни здания для собраний магистрата.
Более того, высказывалась мысль о том, что улучшение и расширение города, организация в нем публичных увеселений и развлечений послужит не только его украшению, но будет способствовать привлечению к нему широкого интереса, увеличению его населения, и тем самым, в конечном счете, будет расширяться торговля и расти благосостояние не только Эдинбурга, но и всей страны.
Этот документ, несомненно, был создан не без участия энергичного Джорджа Драммонда, неоднократно избиравшегося лордом-провостом (мэром) Эдинбурга и немало способствовавшего строительству Нового города.
В 1753 году на Королевской миле началось сооружение здания Биржи, предусмотренное в «Предложениях». Следующим и гораздо более важным шагом на пути к возникновению Нового города явилось осуществление давнишней идеи о прокладке дороги, которая соединила бы Старый город с северным берегом озера и пошла бы дальше, к порту Лит, обслуживавшему Эдинбург. В 1759 году приступили к осушению озера, пришедшего к тому времени в абсолютно антисанитарное состояние. И, наконец, после долгих споров, в октябре 1763 года в восточной части осушаемого озера заложили Северный мост, к строительству которого приступили, однако, лишь в 1765 году.
Со времени опубликования «Предложений» прошло пятнадцать лет, прежде чем новый Эдинбург действительно начал строиться. Страна переживала переломный момент. Давнишняя угроза оказаться под эгидой Англии завершилась унией 1707 года. Принятый парламентом акт сообщал о том, «что оба королевства— Англия и Шотландия с 1 мая 1707 года и навсегда после этого будут соединены в одном королевстве под наименованием Великобритания, что Соединенное королевство Великобритания должно представляться одним и тем же парламентом, носящим название парламента Великобритании. . .» 2 Уния означала окончательную потерю Шотландией независимости. ещё в 1603 году Эдинбург был покинут королевским двором, а теперь, лишившись и парламента, фактически утратил столичное значение.
Только к середине XVIII века, а точнее к 1760-м годам, подошел к концу период «акклиматизации» Шотландии в русле экономики и культуры Великобритании. Исключительно быстро стал развиваться город Глазго, превратившийся в крупный центр торговли с английскими колониями в Америке и Вест-Индии.
Эдинбург действительно должен был отстаивать свою роль столицы страны. Теперь, в конце 1760-х годов, идея строительства Нового города уже могла превратиться в реальность. Постепенно появлялись и богатые заказчики: разбогатевшие в колониях шотландские предприниматели.
К 60-м годам XVIII века Шотландия, приобщившаяся к эпохе Просвещения, уже выдвинула и ряд крупных деятелей в области науки и культуры. ещё в 1728 году в Эдинбурге было образовано Музыкальное общество, дававшее еженедельные концерты. В 60-е годы уже приобрело европейскую славу имя философа и историка Давида Юма. Ставший всемирно известным, экономист Адам Смит в 1760—1770-х годах, живя в Шотландии, работал над своим знаменитым трудом «Исследование природы и причин богатства народов», изданным в 1776 году. Среди крупнейших историков последней четверти XVIII века — ректор Эдинбургского университета Уильям Робертсон. ещё в первой поло вине XVIII века широко прославились творившие в Англии ар хитекторы Колин Кемпбелл и Джон Гиббс.
В 60—70-х годах XVIII века шотландцы Роберт Адам и Уильям Чеймберс считались ведущими архитекторами на Британских островах. К концу XVIII века Шотландия выдвинула и талантливых инженеров — Джона Ренни, автора лондонского моста Ватерлоо, и Томаса Телфорда, строившего и в Англии и в Шотландии. В конце XVIII века подарил миру свои чудесные произведения певец Шотландии Роберт Берне. А в начале XIX века Европа уже зачитывалась романами Вальтера Скотта. Позднее широкую популярность снискали произведения автора «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона, постоянного жителя Эдинбурга. В конце XVIII — начале XIX века появились крупные имена и в области живописи: Аллан Рэмзи и Генри Реберн.
Начавшееся в 60-е годы XVIII века строительство нового Эдинбурга внесло свой крупный вклад в историю европейского градостроения и явилось венцом британского градостроения XVIII века.
В апреле 1766 года городской магистрат объявил о конкурсе на проекты планов Нового города. 21 мая было подано шесть планов, а 2 августа 1766 года лорд-провост, совместно с архитектором Джоном Адамом, объявили лучшим план № 4, принадлежавший руке мистера Джеймса Крейга (1740?—1795), до того времени никому не известного архитектора, После дополнительных совещаний план был принят в июле 1767 года. Соответствен но этому проекту и был осуществлен первый этап строительства, завершившийся к 1800 году.
Как о большинстве шотландских архитекторов, о Крейге из вестно немного. Прославившись своим планом Эдинбурга, он активно трудился примерно до 1780 года, спроектировав несколь ко общественных зданий, исполняя различные строительные за казы городского совета Эдинбурга и Глазго.
Чтобы получить общее представление о планировке крейговского Нового города, лучше всего посмотреть на него из замка, с верхней террасы. Внизу, под кручей, сверкнут сквозь деревья железнодорожные рельсы, проложенные по бывшему дну Нор Лох; прямо за ними, на склоне бывшего озера, зеленеют сады Принсес-стрит, перегороженные террасой со стоящими на ней зданиями Академии и Национальной галереей. Далеко справа можно рассмотреть Северный мост, у конца которого стоит приметное здание железнодорожного отеля с высокой часовой башней. А прямо перед зрителем, за садами, застроенная только с северной стороны и обращенная фасадами домов к замку, лежит жемчужина Эдинбурга Принсес-стрит (улица Принцев). За ней — кварталы крейговского города. Его план очень прост: три параллельные магистрали — Принсес-стрит, Джордж-стрит (улица Георга) и Куин-стрит (улица Королевы), пересеченные под прямым углом несколькими меньшими улицами. Главной, по замыслу Крейга, должна была быть средняя улица, Джордж-стрит. С обоих концов её завершают маленькие площади: с востока— площадь св. Андрея, с запада — площадь Шарлотты. На каждой из площадей, строго по центральной оси Джордж-стрит, предполагалось возвести церкви.
Если пройти по улицам внутри кварталов, то обратит на себя внимание строгость простых, почти без украшений фасадов. Выразительность им придают лишь ровные ряды окон, гладь которых оттеняет шероховатую поверхность каменной кладки почерневших стен. Жилые кварталы Эдинбурга XVIII века составляли разительный контраст с Лондоном, где главным строительным материалом в подобных случаях оставался красный кирпич.
Здание Королевского банка Шотландии
Во времена Крейга владельцы участков возводили дома каждый для себя и по своим возможностям, но согласно общим правилам, опубликованным магистратом. На главных улицах дома были трехэтажными, с непременным чердачным этажом и подвальным, огороженным решеткой. Указом от июля 1767 года предопределялась ширина мостовой. Утверждалась единая линия застройки домов. На Джордж-стрит были запрещены вынесенные на кронштейнах вывески. И хотя на месте многих домов XVIII века уже стоят здания более позднего времени, в основном они все же сохраняют строгость, традиционную для Нового города Крейга.
Нужно, однако, иметь в виду, что в начале строительства городской магистрат, прежде всего по финансовым соображениям, не мог осуществить застройку города по единому проекту. Крейгу принадлежит только план, и главные его заслуги относятся к области градостроительных замыслов.
По поводу плана Крейга существовали и существуют достаточно разноречивые мнения. Одни исследователи считают Крейга даже гениальным планировщиком, говорят о разумности его проекта и отмечают его новизну. Другие, признавая его достоинства, обращают внимание и на недостатки. Отмечают, например, что план Крейга построен на давно существующем в европейском градостроении принципе простого пересечения улиц под прямым углом. Говорят о том, что Крейг не использовал последних достижений английского градостроения: системы свободного соединения круглых и полукруглых площадей, разработанной в Англии при строительстве города Бат.
Но вряд ли этот первый крупный градостроительный опыт Шотландии мог быть иным. Крейг жил в стране и городе, веками воспитывавшихся в духе суровой кальвинистской религии. Думается, что сама сдержанность и простота его плана и составляют специфически национальный характер его творения. К тому же рельеф местности подсказывал именно такое решение, какое предложил архитектор.
Как представитель классицизма палладианской стадии, Крейг сочетает в своем плане точность расчета с любовью к гармонии пропорций и строгой симметрии, касающихся на этот раз не отдельного здания, а целого города. И, что самое главное, учитывая природные красоты, Крейг впервые в Британии применяет в практике строительства не особняка, а города один из кардинальных принципов палладианства, состоящий в требовании контрастного противопоставления строгой архитектуры и свободной природы. Несомненной удачей Крейга является то, что он сумел органически связать строившийся Новый город с городом Старым и с ещё более древним замком.
Джордж-стрит. Памятник Георгу IV. Слева — церковь св. Андрея, в глубине — памятник Лоренсу Дандесу
Вид на замок или Старый город открывается со всех улиц, пересекающих Принсес-стрит и Джордж-стрит. Все три важнейшие магистрали Нового города проложены параллельно Королевской миле Старого города, причем Принсес-стрит обращена к Старому городу фасадами своих домов. В результате она превратилась в красивейшую улицу города, а пространство, ранее занятое озером и отделяющее Старый город от Нового, оказалось вместе с тем и объединяющим их. С годами, когда вместо разношерстных домишек на берегах бывшего Нор Лох разрослись деревья, на ухоженных клумбах расцвели цветы, появились многочисленные памятники, это зеленое пространство в ещё большей мере стало служить украшению Эдинбурга.
Скромный на ранних этапах строительства облик рядовых жилых домов в ещё большей мере заставлял выделяться особняки и здания общественного назначения. Среди сохранившихся от XVIII века нужно прежде всего назвать церковь св. Андрея на Джордж-стрит и здание Королевского банка Шотландии на площади св. Андрея. Возникшие независимо друг от друга, они, тем не менее, оказались связаны, можно сказать, скандальной историей, нарушившей цельность замыслов Крейга. Как уже говорилось, по плану Крейга главная улица Джордж-стрит завершалась с обоих концов площадями св. Андрея и Шарлотты и на каждой из них строго по оси улицы должны были стоять церкви. Но когда городской совет решил наконец в 1781 году приняться за строительство церкви св. Андрея, выяснилось, что место уже занято. Предприимчивый сэр Лоренс Дандес, в прошлом генерал-интендант английской армии, наживший огромное состояние, успел возвести здесь роскошный особняк. Логическая стройность архитектурного замысла Крейга оказалась нарушенной. Церковь св. Андрея пришлось поставить не против соответствующего здания на площади Шарлотты, а сбоку, уже на самой Джордж-стрит.
Особняк Дандеса — ныне Королевский банк Шотландии — был начат в 1772 году, по проекту одного из крупнейших архитекторов своего времени Уильяма Чеймберса (1723—1796). Компактный, имеющий три этажа, особняк кажется импозантным и внушительным благодаря точно рассчитанным пропорциям, выделяющим второй, главный этаж, а также благодаря пилястрам и фронтону, подчеркивающим центральную часть здания. Не последнюю роль в общем впечатлении играет и совершенство отделки деталей. По происхождению шотландец, архитектор Уильям Чеймберс получил образование в Англии и с 1760-х годов стал одним из крупнейших представителей Королевской академии в Лондоне. Его архитектурный талант имел различные грани. Однако в главной линии своего творчества он относился к последним представителям палладианского классицизма, ориентировавшегося на патрицианскую архитектуру итальянского Возрождения, в частности на творчество Андреа Палладио, и соответственно на архитектуру общественных зданий Древнего Рима. Воспитанный на этих художественных традициях, Чеймберс умел придать даже небольшому жилому зданию облик богатый и значительный. Не случайно особняк сэра Лоренса Дандеса уже в 1795 году был откуплен сначала для Департамента финансов, а в 1825 году для Королевского банка Шотландии. Украшению особняка служит и великолепная решетка из кованого металла, отделяющая территорию особняка от площади.
Аккуратная, озелененная и как бы излучающая достаток и богатство площадь св. Андрея нынче стала средоточием банков и страховых компаний. В центре её стоит увенчанная статуей внушительная тридцатиметровая колонна, созданная по образцу римских триумфальных колонн, — памятник тому же сэру Лоренсу Дандесу—виконту Мэлвиллу.
Что же касается церкви св. Андрея, то она расположена поблизости от площади, по правую сторону Джордж-стрит. Построенная архитектором Дэвидом Кеем, со вкусом оформленная, она является и по сей день одним из наиболее примечательных зданий в крейговском Новом городе. Овальная в плане, церковь украшена портиком из четырех коринфских колонн, несущих фронтон. В 1786—1787 годах она была увенчана четырехступенчатой колокольней со шпилем, в целом выдержанной в духе традиций английского классицизма конца XVII — начала XVIII века.
Особенно хорош её интерьер. Овальный зал, предназначенный для слушания проповедей, обнесен галереей, лежащей на стройных ионических колоннах. Потолок же украшен легкими и изящными лепными гирляндами и виньетками, возрождающими в памяти орнаменты греческих ваз. В Англии подобный характер лепки ещё в начале 1760-х годов пришел на смену пышной лепнине палладианцев и был очень характерен для интерьеров, созданных Робертом Адамом, одним из крупнейших представителей новой волны увлечения античностью, захватившей Европу в 60-х годах XVIII века и получившей название неоклассицизм. Отправной точкой для этой фазы классицизма была архитектура античных, не только общественных, но и жилых зданий, и изящные помпейские фрески наряду с греческой вазописью становятся теперь излюбленным источником орнаментальных мотивов. В Эдинбурге с именем Роберта Адама связан прежде всего один из наиболее художественно ценных архитектурных комплексов города — площадь Шарлотты.
Площадь Шарлотты была последним участком строительства в крейговском городе. Начав застройку Джордж-стрит от площади св. Андрея в конце 60-х годов XVIII века, к площади Шарлотты подошли лишь к 1791 году, когда городской совет заказал Роберту Адаму проект оформления её фасадов. Окончательно же она была застроена лишь в XIX веке, уже после смерти Адама, но соответственно его проекту.
Сын архитектора, часто работавший в содружестве со своими братьями, тоже архитекторами, Роберт Адам (1728—1792) был единственным в семье, чья известность вышла далеко за пределы Шотландии и Англии, где он создал немало зданий различного назначения. К его лучшим творениям относятся особняки Сайон-хауз и Остерли-парк на окраинах Лондона, особняк Кедлстон-холл в графстве Дерби и др. Особенно ему удавалась декорировка интерьеров, где форме комнат, окраске стен и потолка, тонкости деталей отделки уделялось главное внимание. В Эдинбурге можно увидеть его самые примечательные здания общественного назначения. Прославился Адам и своими проектами жилых городских домов, сблокированных и объединенных единым фасадом. Его шедевром в этой области является площадь Шарлотты в Эдинбурге — первая подобная застройка в городе. Другой замечательный ансамбль, квартал Адельфи в Лондоне, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Площадь Шарлотты. Северная сторона
Отличительными чертами площади Шарлотты являются спокойствие и элегантная простота. Она квадратная в плане (каждая её сторона равна примерно 150 метрам). Центральную часть западной стороны занимает церковь св. Георга, смотрящая прямо на Джордж-стрит. Кроме Джордж-стрит, от каждого угла площади отходят ещё улицы, вследствие чего площадь Шарлотты кажется просторной, несмотря на то что её середина занята тенистым садом, обнесенным решеткой. Весной этот сад покрывается ярким ковром цветущих крокусов. Лучше всего сохранила свой первоначальный вид северная сторона площади.
Соответственно проекту Адама на ней девять жилых домов. Однако создается впечатление, что перед зрителем одно длинное здание. На рустованном цоколе первого этажа подняты ещё два. Подвальный этаж огорожен вынесенными на тротуар решетками, с проемами у входов в каждый из домов. Выразительность фасаду придают выступы, средний и два боковых. Средний оформлен примкнутыми к стене колоннами, несущими фронтон, боковые украшены пилястрами.
Но в целом фасад воспринимается гораздо более плоскостным, чем фасады зданий Чеймберса, что вообще характерно для большинства зданий Адама. Несмотря на свою большую протяженность, фасад зданий на площади Шарлотты не кажется тяжеловесным. Как на параде, выстроились эффектными рядами широкие окна, очень разнообразно оформленные. Часто они завершаются полукружиями; иногда прямоугольное окно вписывается в нишу с закругленным верхом. Им вторят любимые Адамом веерообразные тимпаны наличников над каждой дверью.
Вообще вся центральная часть фасада строится на игре прямых и закругленных линий, в которую умело включены и изящные балюстрады, и круглые лепные медальоны, и полосы лепного, почти плоского орнамента, вторящего рисунку пальметок на греческих вазах. Надо добавить, что пока камень не потемнел от времени, цвет зданий был светлым. К сожалению, остальные стороны площади подверглись некоторым изменениям по отношению к проекту Адама. В частности, был добавчен чердачный этаж, что существенно изменило пропорции остальных фасадов.
Предложенный Робертом Адамом проект церкви св. Георга в свое время не был использован. Здание церкви, которое мы видим нынче, построено архитектором Робертом Ридом в 1811 — 1814 годах и несколько громоздко для сравнительно небольшой площади. Но купол церкви, покрытый медными позеленевшими листами, поднимаясь высоко над крышами окрестных домов, является приметным ориентиром и составляет неотъемлемую часть силуэта Эдинбурга.
С первой фазой строительства Нового города связано также появление важных для Эдинбурга общественных зданий. Одно из них — Архив, строившийся в 1774—1780-х годах по проекту того же Роберта Адама. Это величественное сооружение, увенчанное массивным куполом, с центральным портиком и маленькими башенками над боковыми ризалитами. Зал под куполом используется для научной работы, а также и для экспозиций.
Хронологический диапазон хранящихся здесь документов — от XII века до наших дней: здесь и старинные хартии, и письма Марии Стюарт, и документы за подписью Роберта Бернса, и многое другое. Наличию архива — хранилища памятников национальной истории Шотландии — в период роста национального самосознания в Эдинбурге уделялось особенное внимание, и необходимость специального здания отмечалась ещё в «Предложениях» 1752 года. Не случайно Архив занял одну из ключевых позиций в Эдинбурге: он расположен у восточного конца Принсес-стрит, прямо против Нового моста. Таким образом, в XVIII веке здание оказалось первым в Новом городе, встречавшим каждого, направлявшегося туда из старого Эдинбурга. В свою очередь от главного фасада Архива и от стоящего перед ним эффектного конного памятника герцогу Веллингтону открывается вид на одну из важнейших магистралей Эдинбурга, соединяющую Новый город со Старым, — это так называемые мосты — Северный и Южный.