Сегодня на загородном рынке представлено множество проектов, выдержанных в самых ТЕКСТ различных архитектурных традициях. Правда, стиль многих готовых домов определить практически невозможно, поскольку в них объединились черты многих направлений.
Всегда на пике. Считается, что дом в классическом стиле никогда не выйдет из моды, поэтому более половины потенциальных покупателей делают именно такой выбор. Особенно это заметно в высокобюджетных сегментах, где приверженность классике считается признаком основательности и высокого вкуса хозяина. Для этого направления характерны пропорциональность, уравновешенная композиция, правильная геометрия, преобладание прямолинейных очертаний. Здание имеет четкие геометрические формы, часто используются ротонды со скульптурами.
Один из обязательных элементов классического стиля — колонны. Кстати, ордер является не только архитектурным принципом организации пространства, но и основой для оформления интерьерного решения. Во внутренней планировке приметами стиля являются просторные комнаты, высокие потолки, большие окна, сочетание гладких стен и сдержанного ордера. Форма колонн, полуколонн, пилястр, окон, зеркал приближена к прямоугольной. Для отделки в классическом стиле характерны светлые тона (голубой, желтый, розовый) и золотая отделка.
Замковый стиль. Наверняка многие помнят, как популярен был этот стиль в 90-х годах прошлого века. Тогда владельцам недвижимости представлялось, что дом нужно строить на века, в расчете на множество поколений. Но у подросших детей представления о красоте оказались уже иными.
Сегодня популярность этого направления в загородной архитектуре заметно снизилась.
Монументальный замковый стиль отличается крупными формами, практически полным отсутствием украшений. Он не предполагает избытка деталей, характерные черты — простота, стабильность, надежность. Различают несколько вариаций стиля: готический, ренессансный, барокко. Готический замок предполагает высокие стены с вертикальными сводами, украшенные узкими большими окнами. Дом в стиле ренессанс — это преимущественно прямоугольные формы, внутренний дворик, окруженный открытыми аркадами. Стиль барокко более вычурный, в таких проектах обилие света и ярких оттенков сочетается с позолотой, витыми колоннами и другими «излишествами».
Как в старой Англии. Еще одна популярная стилистическая интерпретация в современной загородной архитектуре — на тему викторианской Англии. Классика здесь — дом с отделкой из белого камня с холлом, вокруг которого расположена череда комнат (обязательно с большой гостиной, стены которой в нижней трети обшиты деревянными панелями), и со вторым этажом, отведенным под маленькие спальни. Основные черты этот архитектурный стиль приобрел во времена королевы Виктории (1837-1901).
Современные вариации — это неовикторианские особняки: простые и добротные дома, чаще всего симметричные, с четко выдержанной красной линией застройки и на рядным фасадом, украшенным колоннами.
При викторианских коттеджах обязательно должен присутствовать идеально подстриженный газон. Обязательные элементы такого стилизованного под старину жилища — специальная кирпичная кладка, натуральный камень на фасадах, решетчатое остекление, кровля из натуральной черепицы, камин с выносной трубой, как бы тронутые временем ограды. Признаки современности — искусственный камень, плитка в различных вариациях, а также монолитные железобетонные перекрытия и стеклопакеты. Стены оклеиваются обоями в цветочек, в полоску, с геральдическим рисунком.
В интерьере широко используются карнизы, молдинги, пилястры. Потолки красятся в светлые оттенки. По границе стен и потолка делают широкий бордюр, повторяющий рисунок обоев, или карниз с цветочным орнаментом. Мебель изготавливают из красного дерева, ореха, тиса.
Просто и элегантно. Хотя фахверком принято называть технологию строительства, а не определенное архитектурное направление, на российском загородном рынке это понятие стало синонимом стиля. Принцип строительства таков: дом базируется на жестком несущем каркасе из стоек (вертикальные элементы), балок (горизонтальные элементы) и раскосов (диагональные элементы). Изначально пространство между элементами каркаса заполняли ветками, камышом, глиной, соломой. Потом полученные панели штукатурили, а сам каркас обычно оставляли на виду, что придавало облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка.
Конечно, способ строительства сегодня совсем не тот, что в средневековье. По современной технологии основу составляет специальный каркас, а большая часть стен выполняется из стекла. Основное отличие фахверка от традиционной каркасной технологии — в способе придания объекту жесткости. Обычно она обеспечивается листами обшивок, а в фахверке — самой конструкцией каркаса. Дополнительное удобство в этом случае состоит в том, что сначала можно быстро собрать каркас, смонтировать кровлю, а отделку и обшивку выполнять уже под крышей, не боясь осадков.
Фахверк в современном загородном строительстве разделился на два направления — декоративное и конструктивное. Второе предполагает использование самонесущего каркаса. Гораздо чаще применяют декоративный фахверк — оформление фасадов накладными деревянными или пластиковыми балками. Это, конечно, лишь стилизация.
Ближе к природе. На этапе возникновения стиля модерн архитекторы провозгласили основным принципом отказ от прямых линий и углов в пользу мягких, естественных изгибов. Эта черта является главным характерным признаком модерна: плавные, перетекающие друг в друга линии, повторяющие растительные. Дом в таком стиле сочетает в себе множество выразительных примет: текучие формы, оригинальный декор в виде растительного орнамента или витых линий. Большое значение имеют облицовочные материалы, широко используются керамическая плитка, цветное стекло, изразцы. Важные составляющие внешнего вида — кованые решетки и заборы, фонари, садовые строения, изделия из природного камня. Важная роль отводится красочным витражам — их используют не только для окон, но и для внутренних перегородок.
Один из главных принципов — «изнутри наружу», то есть от правильно организованного внутреннего пространства дома — к его внешнему облику. Поэтому столь большое значение придается декоративности в интерьере. Для внутреннего убранства характерны полукруглые окна, изогнутые витые лестницы с коваными перилами, отделка из натурального дерева и камня. Из цветного стекла кроме витражей изготавливают также светильники в форме цветов, вазы, гнутые витрины для шкафов. Излюбленные сочетания цветов — розовый и табачный, голубой и сиреневый.
Вариации на тему «кантри». Этот стиль имеет множество разновидностей в зависимости от страны. Объединяющими признаками считаются мягкость, спокойствие и близость к природе. Такой дом может быть похож и на альпийскую хижину и на американское ранчо, и на русский терем.
Большую популярность на российском рынке завоевала альпийская интерпретация — шале, «хижина пастуха». Появившись в Швейцарии, шале распространилось на север Франции, юг Германии и
Австрийский Тироль. Эти дома отличаются пологими двускатными крышами с выступающими карнизными свесами. В дождливую погоду такая крыша защищает фундамент от намокания, а зимой удерживает толщу снега, что придает дому романтичный вид. У классического шале первый этаж построен из камня, второй из дерева. В современных многоэтажных шале первый этаж также часто бывает отштукатуренным кирпичным или каменным, а стены второго этажа возводятся из натурального кирпича или дерева. Углы обкладываются природным камнем, стены отделываются фактурной штукатуркой.
Важной частью проекта в стиле шале считается терраса. Дизайн интерьера также имеет свои традиции. Центральное место в доме занимает камин, а стены окрашивают светлой красой, иногда для эффекта состаривания покрывают воском.
Русский деревенский стиль. Это направление — один из вариантов стиля кантри. Основной его приметой остается использование дерева. Архитекторы стараются воспроизвести черты древнерусских сооружений (изб, теремов): решетчатые узкие окошки, «пузатые» колонны, украшенные резьбой, оконные наличники, двускатные крыши. Часто элементом оформления дома становится деревянный конек или петушок на крыше. В отделке обязательно присутствует растительный орнамент, часто используется роспись и рельефная или пропильная резьба, деревянные стены нередко оставляют без отделки.
Основой интерьера становится печь. В русской избе печь была не только устройством для обогрева и приготовления пищи, но и самостоятельным декоративным элементом. В жилищах зажиточных людей печь украшали изразцами или расписывали красками, по углам ставили печные столбы, на которые опирались полоточные балки. Сегодня можно обойтись и без печи, но очаг в таком интерьере необходим — его роль часто выполняет камин, портал которого может быть облицован изразцами. Также в подобном интерьере часто используются широкие лавки и деревянные сундуки.
Последний писк. Современный стиль предполагает рациональные индустриальные формы разнообразной конфигурации, здания должны быть четко геометричны. Плоские крыши, широкие проемы окон, минимум внешних деталей — вот его характерные черты.
Весьма популярен сегодня минимализм. Начало этому направлению положил американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт разработавший концепцию дома для среднего класса. Минимализм предполагает предельную лаконичность форм, отсутствие декора и орнаментов. При этом здания могут иметь довольно сложную конфигурацию, продиктованную разнообразными возможностями современных материалов. Для интерьеров характерны монохром-ность, графичность, обилие свободного пространства. Каждый предмет упрощается, выполняя лишь свои прямые функции.
Хай-тек считается противоположностью тем стилям, которые используют натуральные материалы. Направление сложилось в 70-х годах XX века, название идет от словосочетания high-technology — «высокие технологии», основателем считается Норман Фостер. Хай-тек базируется на использовании технологических разработок и современных качественных материалов. Проекты в этом стиле развивают идеи технической экспрессии, эстетизируют инженерные конструкции, подчеркивают техническую и функциональную стороны архитектуры и дизайна. В основу легли современные материалы — бетон, стекло, металл, разнообразные пластики. Всем поверхностям стараются придать идеально гладкую поверхность. В таком стиле не рекомендуется применять вещи с историей, пришедшие из прошлого.