Важными условиями формирования архитектурного ансамбля предприятий, сходных по своим функциям и мощностям, являются своеобразие, индивидуальность, неповторимость, достигаемые с учетом местных природно-климатических условий, исторических и национальных традиций.
Основным элементом архитектурно-эстетической композиции является фронтальная композиция застройки в пределах здания, их группы или всего предприятия (сочетание зданий и сооружений). Изучение практики позволяет выделить четыре основных принципа фронтальной композиции застройки и в соответствии с ними определить основные приемы изменения композиции при развитии и реконструкции предприятия.
Симметрично-осевая композиция образуется путем создания архитектурного акцента, расположенного по оси застройки.
Нейтральная композиция образуется путем неоднократного последовательного повторения одного и того же архитектурного приемов на фасаде, технологических установок и т.д.).
Свободная композиция образуется при формировании одного здания со сложной технологией либо группы зданий и сооружений, жестко связанных технологий. Сочетание разнохарактерных объемов зданий и сооружений с выявлением одного или нескольких основных придает композиции кажущийся свободный характер.
Асимметричная композиция образуется путем постановки архитектурного акцента в застройке таким образом, чтобы он делил ее на неравные части.
Цветовое решение производственного комплекса — немаловажный фактор для организации его архитектурно-эстетической композиции.
Основная задача цветового решения внешней среды предприятия — способствовать объединению различных по стилю и характеру видов застройки в единый архитектурный ансамбль. Такое объединение может осуществляться различными приемами:
— контрастом цвета старой и новой застройки;
— нюансными сочетаниями в пределах определенной гаммы поверхностей старых и новых зданий;
— цветовым зонированием. Использование цвета осуществляется
путем так называемых “цветовых схем”, которые составляются для фасадов зданий (сооружений) или их групп. Эти схемы строятся по законам цветовой гармонии, которая характеризуется сочетанием цветов по светлости и насыщенности.
Если комплекс смотрится издали, то вместе с архитектурно-пространственной композицией видны большие цветовые плоскости. Вблизи воспринимается архитектура конкретных зданий с нюансами цветовых соотношений его элементов и деталей. Цветовая гамма для оформления зданий должна хорошо сочетаться с окружающей средой.
Размер, масштаб и характер застройки влияет на выбор цветового решения фасадов зданий и сооружений.
Протяженные одноэтажные здания требуют крупных ритмичных цветовых членений. Многоэтажные производственные и административно-бытовые здания не требуют интенсивного цветового решения,
поэтому их цвет, как правило, совпадает с цветом стеновых панелей и стен, т.е. естественным цветом материалов.
Существует три основных приема возможных вариантов применения цвета:- цветового интегрирования, когда все здания и сооружения комплекса имеют один основной цветовой тон. Вспомогательный цвет цоколей, карнизов зданий будет по тону одинаковым с основным, но несколько иным по насыщенности, в частности, цоколи и кровли зданий делают более темными;- цветового зонирования, который используется как элемент опознавательного выделения групп объектов. Окраска или отделка фасадов зданий определенного производства приобретает черты фирменного цвета;- цветового акцентирования, основанный на противопоставлении одного или
нескольких объектов остальным. Акцентирование возможно по цвету (контрастная гармония) или по тону.
В старых зданиях с кирпичными несущими стенами выявление на фасаде его тектоники является преобладающих приемом (дополнительным цветом окрашиваются пилястры, карнизы, пояса, цоколи). В современных зданиях принципы использования цвета изменились, но это не служит препятствием для использования того или другого приема.
Белая и светлая окраска переплетов зданий выделяет их рисунок. Темная окраска скрывает рисунок переплетов в производственных зданиях.