Подпрограмма «Грузовой транспорт»

Грузовой транспорт

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы

С 1990 по 2010 годы численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в городе Москве, выросла с 79,3 до 299,8 тыс. единиц или в 3,8 раза. Наиболее быстрыми темпами рос парк грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, а также организациям различных отраслей экономики. Так, к 2010 году доля парка сконцентрированного на грузовом автомобильном транспорте общего пользования составляла лишь 10,4%, принадлежащего физическим лицам – 49,9% и находящегося в ведении организаций различных отраслей экономики – 39,9%, в том числе 2,5% с иностранной собственностью. При этом среднегодовая производительность 1 грузового автомобиля уменьшилась более чем в 10 раз.

По состоянию на 2010 год грузовыми автотранспортными организациями различных форм собственности занято около 350 га территории города Москвы, что составляет лишь 15% от нормативной потребности. Восемь из десяти грузовых автомобилей не имеют стояночных площадей и паркуются на неприспособленных под это территориях, улично-дорожной сети города Москвы и дворовых территориях, что вызывает обоснованные жалобы населения.

Объём вредных выбросов в атмосферу, связанный с использованием грузового автомобильного транспорта, составляет не менее 500 тыс. тонн, т.е. около 60 килограмм на каждого жителя города Москвы.

В настоящее время грузовой автомобильный парк города Москвы почти вдвое превышает реальные потребности в перевозках даже при сложившемся крайне низком уровне технико-эксплуатационных показателей его использования. Потребность в водителях составляет около 350 — 370 тысяч человек, из которой лишь от 30 до 40 % покрывается жителями города Москвы. Город вынужден привлекать дополнительно от 200 до 250 тысяч иногородних водителей.

Решение этих проблем возможно в первую очередь за счет:
— оптимизации транспортной политики, развития транспортного и налогового законодательства;
— развития транспортно-логистической инфраструктуры, объединенной в единую городскую или региональную систему взаимодействия;
— стимулирования поэтапного повышения эффективности перевозок и качества транспортных услуг за счет интеграции современных технологий транспортного обслуживания, подвижного состава и подготовки профессиональных, квалифицированных перевозчиков;
— соблюдения заданных уровней безопасности и экологичности перевозок;
— обеспечения правовой защищенности пользователей автотранспортных услуг.

II. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
1. Вывод за пределы города Москвы производств, транспортных и складских объектов, не обслуживающих нужды города.
2. Разработать проект Закона города Москвы «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в городе Москве».
3. Увеличение количества предприятия оптовой и розничной торговли, переведённых на ночной график работы по доставке грузов.
4. Разработка, внедрение оптимальных логистических схем и экономических методов в целях сокращения пробега грузового автотранспорта.
5. Развитие транспортной логистической инфраструктуры.

III. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы
1. Вывод за пределы города Москвы производств, транспортных и складских объектов, не обслуживающих нужды города.
2. Увеличение количества предприятия оптовой и розничной торговли, переведённых на ночной график работы по доставке грузов.
3. Разработка и внедрение оптимальных и логистических схем и экономических методов, направленных на их реализацию, в целях сокращения пробега грузового автотранспорта.
4. Переход от стихийного функционирования рынка автотранспортных услуг к регулированию в соответствии с социальными и экономическими интересами, а также снижением негативных последствий функционирования рынка транспортных услуг.
5. Разработка нормативных правовых актов в области грузового автомобильного транспорта.
6. Создание нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития рынка транспортных услуг.
7. Приоритетное развитие автомобильного транспорта общего пользования.
8. Допуск на рынок автотранспортных услуг (включая квотирование к использованию автотранспортных средств на территории РФ).
9. Создание механизмов контроля за соблюдением установленных требований и правил, в т.ч. в рамках передачи части полномочий саморегулируемым организациям.
10. Включение требований к квалификации персонала в обязательные условия допуска к профессиональной деятельности.
11. Развитие системы транспортно-логистической инфраструктуры.
12. Расширение использования технологий контейнерных перевозок.
13. Разработка программы и оснащение материальной базы для повышения профессионального уровня операторов рынка грузовых автоперевозок:
14. Развитие системы подготовки водителей.
15. Внедрение информационных технологий, направленных на обеспечение прозрачности рынка и правовую защищенность пользователей автотранспортных услуг.
16. Ограничение въезда и передвижения в центральной части города, ограниченной 3–им транспортным кольцом, грузовых автотранспортных средств, не соответствующих по экологическим характеристикам требованиям экологического класса ЕВРО-4.

IV. Анализ рисков реализации государственной программы

Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривает идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы, качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков, обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.

Риски

Меры управления рисками

I Группа: Внутренние риски.

1.Неэффективность управления и организации процесса реализации Подпрограммы развития грузового транспорта. 1. Разработка и внедрение эффективной системы контроля и управления реализацией программных положений и мероприятий, оценки эффективности использования бюджетных средств.2. Мониторинг результативности и эффективности реализации Подпрограммы с привлечением независимых экспертов.
2.Неэффективное использование бюджетных средств.
3.Необоснованное перераспределение средств, определенных Подпрограммой развития грузового транспорта в ходе ее исполнения.

 

Риски

Меры управления рисками

4.Недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей профильных организационных структур. 3. Проведение подготовки и переподготовки кадров, привлечение внешних профильных консультантов.
5.Недостаточный профессиональный уровень кадров среднего и высшего звена, необходимый для эффективной реализации мероприятий Подпрограммы.
6.Отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы. 4. Обеспечение процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям Подпрограммы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы.
II Группа: Внешние риски реализации Подпрограммы и меры государственного регулирования и управления.
1. Снижение темпов экономического роста.2. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризис банковской системы, снижение объёмов финансирования Подпрограммы развития грузового транспорта. 1. Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Подпрограммы.2. Использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий Подпрограммы для частных
инвесторов.3. Оперативное реагирование и внесение изменений в Подпрограмму, нивелирующее или снижающее воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Подпрограммы.
3. Изменение баланса и дефицит топливоснабжения. 4.Определение перспективного уровня потребления топлива грузовым транспортом, разработка и реализация мероприятий по повышению энерговооружённости города.
5.Разработка и реализация мероприятий по снижению потребностей в топливе, использованию альтернативных источников энергии на грузовом транспорте.
4. Дефицит трудовых ресурсов при реализации Подпрограммы развития грузового транспорта. 6.Проведение активной кадровой политики по повышению привлекательности и престижности работы в отрасли, расширение социальных гарантий, увеличение заработной платы и т.д.

V. Ожидаемые результаты

• Снижение величины транзитных грузовых перевозок через Москву на 20-25%.

  • Снижение численности парка грузовых автомобилей на 60 тыс. единиц.
  • Улучшение экологической и транспортной обстановки в городе, освобождение дефицитных городских площадей.
  • Повышение эффективности работы парка грузовых автомобилей, снижение уровня транспортных издержек грузоотправителей, качественное улучшение логистического сервиса, оптимизация процесса доставки, хранения и распределения грузов с использованием современных технологий.

 

VI. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы

Обоснованием затрат подпрограммы с разбивкой по годам и в целом является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации и приведенных в Приложении 1 к Программе.