Подпрограмма «Общественный транспорт «Внутренний водный транспорт»»

«Общественный транспорт "Внутренний водный транспорт"»

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы

В настоящее время (данные за 2011 г.) внутренним водным транспортом грузопоток по каналу имени Москвы и реке Москве составил 9,9 млн.т. грузов.

Основную долю грузопотоков составляют минерально-строительные грузы (строительные пески, песчано-гравийные материалы, щебень) – около 86,8%.

В навигацию 2011 г. объём перевозок пассажиров составил 0,85млн. чел.,

На территории Москвы функционируют два речных грузовых порта (Южный речной грузовой порт и Северный речной грузовой порт). Указанные порты являются портами общего пользования.

Имеющиеся портовые мощности и развитие портовой инфраструктуры внутреннего водного транспорта в Москве позволяют разгрузить грузопотоки автомобильным транспортом:
— в северном направлении через Северный речной порт – 2,5 млн.т.;
— в северном и южном направлении через Южный речной порт – 7,4 млн. т. Серьезной проблемой является снижение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния. Большинство из действующих на внутренних водных путях Московского региона гидротехнических сооружений эксплуатируется 50 — 70 лет.

Проблемой является и состояние портовой инфраструктуры, высокий технический износ причальных сооружений, перегрузочных комплексов, при этом существует излишек пропускной способности по отдельным направлениям, не в достаточной степени развиты комплексы по приему и обслуживанию пассажиров, туристического бизнеса в Москве и Подмосковье.

Основная проблема связана с неполным использованием возможности внутреннего водного транспорта для перераспределения пассажиро- и грузопотоков на Москву.

Необходима организация маршрутов социально-значимых рейсовых перевозок по каналу имени Москвы и реке Москва, развитие паромных переправ, позволяющих сократить нагрузку на другие виды транспорта и улично-дорожную сеть.

II. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы

Для повышения эффективности функционирования и роста конкурентоспособности московских предприятий внутреннего водного транспорта необходимо:

1. Реконструировать внутренние водные пути ФГУП «Канал им. Москвы» (КиМ) и улучшить эксплуатационные параметры судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности, в том числе:
• модернизировать технический флот портов, судоходных компаний и судовладельцев и повысить интенсивность его использования
• развить средства связи и спутниковой навигации;
• создать инфраструктуру внутренних водных путей КиМ и реки Москвы для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха.

2. Развитие флота, в том числе:
• проведение реновации судов, ремонта и модернизации на Московском судоремонтном и судостроительном заводе;
• ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства.
3. Реконструкция московских портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
• улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;
• модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
• создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков, прежде всего для переработки контейнеров в ОАО «Южный речной порт»;
• капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей для обеспечения интеграции в общую транспортную систему города.
4. Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса города, прежде всего интермодальных перевозок.
Основной задачей данного раздела является максимальное использование ресурсов водного транспорта для перевозок пассажиров и грузов.

III. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы

Для реализации раздела предусмотрены следующие мероприятия:
• Проведение модернизации Южного речного порта и реконструкции Северного речного вокзала на Москве-реке.
• Создание системы интермодальных пассажирских перевозок по Москве-реке, организация речного такси.
• Корректировка маршрутов НГПТ, сооружение и реконструкция объектов наземного транспорта в целях обеспечения его взаимодействия с системой интермодальных пассажирских перевозок.
• Повышение надёжности объектов инфраструктуры ФГУП «Канал им. Москвы» за счёт реконструкции 18 гидроузлов, включая гидроузлы «Перерва» и «Карамышевский».

IV. Анализ рисков реализации государственной программы

Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривает идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы, качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков, обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.

Риски

Меры управления рисками

I Группа: Внутренние риски.

1.Неэффективность управления и организации процесса реализации Подпрограммы развития внутреннего водного транспорта. 1. Разработка и внедрение эффективной системы контроля и управления реализацией программных положений и мероприятий, оценки эффективности использования бюджетных средств.

2. Мониторинг результативности и эффективности реализации Подпрограммы с привлечением независимых экспертов.

2.Неэффективное использование бюджетных средств.
3.Необоснованное перераспределение средств, определенных Подпрограммой развития внутреннего водного транспорта в ходе ее исполнения.
4.Недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей профильных организационных структур. 3. Проведение подготовки и переподготовки кадров, привлечение внешних профильных консультантов.
5.Недостаточный профессиональный уровень кадров среднего и высшего звена, необходимый для эффективной реализации мероприятий Подпрограммы.
6.Отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы. 4. Обеспечение процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям Подпрограммы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по межведомственной координации в ходе реализации Подпрограммы.
II Группа: Внешние риски реализации Подпрограммы и меры государственного регулирования и управления.
1. Снижение темпов экономического роста.

2. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризис банковской системы, снижение объёмов финансирования Подпрограммы развития внутреннего водного транспорта.

1. Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения
Подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Подпрограммы.2. Использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий Подпрограммы для частных инвесторов.3. Оперативное реагирование и внесение изменений в Подпрограмму, нивелирующее или снижающее воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Подпрограммы.
3. Изменение баланса и дефицит топливоснабжения. 4.Определение перспективного уровня потребления топлива и электроэнергии наземным городским пассажирским транспортом, разработка и реализация мероприятий по повышению энерговооружённости города. 5.Разработка и реализация мероприятий по снижению потребностей в топливе и электроэнергии, использованию
альтернативных источников энергии на водном транспорте.
4. Дефицит трудовых ресурсов при реализации Подпрограммы развития внутреннего водного транспорта. 6.Проведение активной кадровой политики по повышению привлекательности и престижности работы в отрасли, расширение социальных гарантий, увеличение заработной платы и т.д.

 

V. Ожидаемые результаты
Результатом реализации вышеперечисленных мероприятий должно стать:
• Снижение нагрузки на другие виды транспорта и УДС.
• Повышение производительности и пропускной способности Южного порта и причалов.
• Снижение затрат времени на пересечение Москвы-реки.

Наименование индикатора Показатели по годам
2012 2013 2014 2015 2016 Итого:
Увеличение объемов перевозок:

— грузов (млн. тонн)

3,5 4,1 4,9 5,7 6,5 6,5
— пассажиров (млн.чел.) 1,2 1,5 2,0 2,3 2,5 2,5

 

VI. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы

Обоснованием затрат подпрограммы с разбивкой по годам и в целом является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации и приведенных в Приложении 1 к Программе.