Какой самый главный предмет в гардеробе банкира? Сорочка. Латвийский дизайнер, основатель марки BB Shirts Бруно Бирманис не только рассказал о собственном подходе к пошиву рубашек, но и философски порассуждал об их роли в жизни финансиста.
Я окончил Рижскую среднюю школу дизайна и искусства. Учился совсем не на модельера, а на мастера по художественной обработке металла. В дипломе было смешно написано: «художник-металлист». Правда, потом я его потерял.
Модой заразился сразу после армии, в конце 80-х. Занялся альтернативным ее направлением — ненавидел все эти бренды. Организовал в Риге фестиваль под названием «Ассамблея неукрощенной моды». Помогал мне известный журналист Артемий Троицкий. Это было крупнейшее подобное мероприятие на постсоветском пространстве, к нам приезжали художники-модельеры со всей Европы. Пять лет назад в музее современного искусства «Гараж» проходила выставка «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985—1995». Большую ее часть посвятили моей деятельности. Думаю, это они нечаянно.
У меня заказывали не только креативную одежду. Например, в 1990—1992 годах я делал костюмы для олимпийской сборной Латвии. Одежда латвийских спортсменов на Олимпиаде в Рио — тоже моя работа. Кроме того, мне заказывали костюмы для спектаклей, кинофильмов и еще всякой всячины. Я хорошо изучил систему моды и понял важную вещь: когда создаешь нестандартные вещи — работай с материалами самого высокого класса.
В модной индустрии есть руководители, которые говорят: ничего страшного, что мы крадем идеи, давайте продолжать в том же духе. А потом через 16 лет они становятся самыми богатыми людьми в мире. Я говорю об Амансио Ортеге, владельце Zara. Регулярно он выходит на первые строчки в рейтинге Forbes, опережая товарищей, которые занимаются нефтью, софтом или даже чем-то посерьезнее. На украденных идеях делаются состояния. Но сейчас так много компаний, практикующих подход fast fashion, что уже непонятно, кто и что у кого заимствовал.
Я знаю многих дизайнеров, и мне их всех очень жалко. С точки зрения творчества мода — самая беспощадная область. Выпустить коллекцию — неимоверный труд. Например, вы вдохновенно создаете нечто. Стараетесь, ночами не спите, переделываете тысячу раз, доводите до идеала. Но, будучи профессионалом, понимаете, что через полгода это будет уценено и выставлено на распродажу. А все будут ждать, что в следующий раз вы покажете что-то еще лучше. И вы живете в таком состоянии всегда. Хорошо, если коллекции надо выпускать два раза в год. Если чаще — времени не остается больше ни на что, и сойти с ума от такого ритма можно очень быстро.
Я подумал, что если и буду когда-нибудь делать прет-а-порте, то только в одном случае: когда, как говорят в бизнесе, риски минимальны. А в моде самый большой риск у нас что? Временность. Сезоны меняются, через полгода все устаревает. Но рубашка почти вечна — на протяжении 3500 лет она в тренде и почти не видоизменялась. Костюм и тот моложе. Форма рубашки, обусловленная функциональностью, очень сильна. Как вера. Сезонность мало влияет на нее, если, конечно, не гнаться за модой. А если гнаться, то это сразу увеличивает для бизнеса риски. Вот тогда я и понял, что займусь классическими сорочками.
Оптимальное количество сорочек у финансиста — штук 12—18. Одну-две чистые рубашки неплохо бы хранить в офисе про запас. Плюс на работу каждый день надевать свежую, так что за неделю накопится изрядное количество. А еще есть выходные, когда домработница сдает сорочки в химчистку, и пока они там, тоже надо в чем-то ходить. В целом количество необходимых рубашек зависит от образа жизни. У меня их, например, 42.
Я не пижон, но люблю качественные вещи, потому что они служат дольше. В моем шкафу висит рубашка деда, она абсолютно носибельна. Мне нравится покупать одежду не потому, что старая развалилась, а потому, что просто хочется.
Когда я жил в Америке, придумывать эскизы меня учил один японец. Он всегда говорил: «Рисуй так, чтобы потом жалко было их подарить и хотелось оставить себе». С тех пор я стараюсь работать по такому принципу и делать вещи как для себя.
Оптимальную конструкцию рубашек BB Shirts мы собирали почти год — обмеряли кучу народа, выбирали материалы, нащупывали золотую середину. Ошибались много — это очень своеобразный предмет гардероба со специфическим размерным рядом и особенными технологиями. В итоге у всех моих рубашек удлиненный рукав — считаю, что когда человек полнеет, руки становятся длиннее. А спинка чуть длиннее переда, чтобы сорочка не выскакивала из брюк и можно было нормально сесть за руль или за стол.
Над пуговицами из перламутра тоже пришлось поработать и найти для них оптимальный размер. Они получились не слишком тонкие и не слишком толстые, такие, чтобы их было удобно застегивать и расстегивать и не рвать петли.
Материалы для сорочек выбирали долго. Они должны быть качественными и прочными — ни один здравомыслящий человек, а уж тем более финансист, не купит вещь, зная, что она развалится через полгода.
Рубашкам я даю имена любимых актеров или других выдающихся людей. У меня в коллекции есть сорочка по имени Гарри — в честь то ли актера Олдмана, то ли герцога Вестминстерского, как хотите. Для нее мы специально выбрали самую качественную ткань в мире — длинноволокнистый египетский хлопок.
Продают ткани так: на разных подвесах-кольцах закрепляют с дюжину отрезанных от рубашек рукавов с манжетами. На каждом кольце написано: «30 стирок», «50 стирок», «70 стирок», «150 стирок» и так до 500. Это нужно, чтобы покупатель понял, как ткань меняется со временем. На трехсотой стирке, к слову, она становится совершенно волшебной и на ощупь напоминает шелк. Я большой фанат такого качества.
Давным-давно, когда я жил в Лондоне, в Lloyds Bank была регламентирована не только одежда, но даже длина волос и у женщин, и у мужчин. Сейчас все упростилось — дресс-кода как такового нет почти нигде.
В Париже я работал с топами одного из крупнейших банков — серьезными финансистами. Они свободные люди и очень хорошо понимают, что означает одежда. Это сигнал, культурный код, семиотика. Кто серьезно отнесется, скажем, к судье, который появится на заседании в порванной майке с надписью «Свободу Луису Корвалану»? Все эти белые рубашки, костюмы, галстуки «собирают» человека, словно выравнивают осанку, создают некую систему. А система есть во всем — в природе, эволюции. В общем, те, кто идут по карьерной лестнице в костюмах, всегда выигрывают, уверен.
Сейчас в моде все. Трендов, по сути, нет. Очень важна личность самого человека, и ее создает совсем не стилист. И все же людям, которые чего-то достигли и не хотят останавливаться, стоит выбирать хорошие вещи. Как ни крути, они должны думать о том, какое впечатление производят, даже если у них за спиной огромный вагон золотых слитков.