По словам директора по закупкам ГК «А101» Елены Леликовой, в 2024 году на рынке произошла смена тренда. Если ранее стоимость стройматериалов увеличивалась до 50% в год, то сейчас по ряду позиций даже наблюдается снижение цен. Например, кладочные материалы стали дешевле на 10%. В целом же эксперт констатирует значительное замедление прежнего роста: так, отделочные и инженерные материалы подорожали в прошлом году всего на 5-10%. Леликова во многом связывает это с общим падением темпов строительства и предполагает, что данная тенденция продолжится и в 2025-м. Окончательно же “точки над и” будут расставлены с началом высокого строительного сезона.
Впрочем, помимо общей ситуации на рынке недвижимости на уровень цен оказывают влияние и другие факторы: в том числе сезонные колебания и общий дефицит на некоторые позиции. К примеру, стоимость утеплителей и нерудных материалов, таких как песок, может варьироваться на 30% в течение года.
— Мы, как и другие застройщики, принимаем меры для того, чтобы нивелировать эти «качели», — отмечает Елена Леликова. — Так, чтобы не пострадать от вполне предсказуемого подорожания утеплителей к началу активного строительства, ГК «А101» в феврале-марте 2024 года произвела крупные авансовые платежи поставщикам. В результате годовой прирост стоимости для нас составил 10% вместо ожидаемых 30%.
Влияние на цены оказывали и прошлогоднее падение курса рубля, и подорожавшая из-за геополитической ситуации логистика. Эксперт отмечает, что стоимость доставки из Европы бьет все рекорды — за последнее время она выросла на треть. Купировать эти негативные факторы помогает импортозамещение.
— С момента введения санкций ГК «А101» нашла альтернативу европейским поставщикам, и теперь 98% стройматериалов поступает к нам из России или союзных государств. Те же керамограниты, ранее закупаемые в Италии и Испании, теперь мы приобретаем в нашей стране, а также в Беларуси, Азербайджане и Индии. Новые рынки предлагают широкий ассортимент форматов и палитр, что способствует увеличению конкуренции среди производителей и поставщиков, создавая возможности для заключения выгодных соглашений, — рассказывает Леликова. — Анализ цен на отделочные материалы за 2024 год показал средний рост стоимости керамогранитов и напольных покрытий на 13-15%. Краски подорожали несколько меньше — на 5-7%. Учитывая инфляцию, можно сказать, что общий уровень остался прежним.
При этом продукция из Китая, Азербайджана и Индии по своим качественным характеристикам ничуть не уступает товарам «Made in EU». Более того, именно в Китае в последние годы и производилась почти вся «европейская» сантехника, запорно-регулирующая арматура и насосное оборудование. Ранее они продавались под западными брендами, но теперь производители открыто предлагают их от имени завода-изготовителя. Некоторые номенклатурные позиции идентичны на все 100% — изменился лишь «лейбл».
— Другое дело, что на одной и той же китайской фабрике могут производить товары совершенно разного качества: от настоящего «европейского» до «ширпотребного». Но это прежде всего — вопрос контроля, — поясняет эксперт. — Например, мы самостоятельно следим за процессом производства холодильного и вентиляционного оборудования, горелочных устройств. Наши сотрудники выезжают на фабрики, лично формируют технические задания и контролируют соблюдение всех стандартов качества. Менее сложные технически вещи: запорно-регулирующая арматура, насосные группы, трубы и шипы, — находятся в зоне ответственности наших поставщиков и дистрибьюторов, которые так же, как и мы, «держат руку на пульсе» у производителей.
В процессе перенастройки цепочек поставок пришлось решать и ряд других вопросов из областей валютных расчетов, логистики и разрешительной документации. Но овчинка, как говорится, стоила выделки. Так что, в итоге процессы доставки были оптимизированы, и ее время сократилось до полутора-двух месяцев. Дилеры китайских производителей также исправили ошибки и перевыпустили необходимые сертификаты, соответствующие внутренним российским стандартам: и ГОСТам, и СНИПам.
Для справки:
ГК «А101» — одно из системообразующих предприятий России. Согласно данным Единого реестра застройщиков РФ, ГК «А101» занимает седьмое место по объемам строительства в стране и входит в первую тройку московских девелоперов. В настоящее время портфель текущих проектов Группы составляет порядка 2,1 млн кв. м в рамках проектов комплексного развития территорий в Москве и Ленинградской области. ГК «А101» создает территорию для жизни, работы и отдыха. Также компания строит принципиально новые для России учебные пространства, используя прогрессивные архитектурные решения, передовое техническое наполнение классов, делая школы точкой притяжения для всего района. Не менее важно для компании создание условий для развития частного бизнеса, поэтому в каждом проекте присутствуют широкие возможности для инвесторов и предпринимателей.