Управление маркетингом недвижимости — это комплексная система по обеспечению конкурентоспособных параметров проектируемого объекта либо комплексная система по реализации концепции маркетинга созданного объекта недвижимости.
Маркетинговое обеспечение должно являться базовым элементом при разработке всей совокупности мероприятий в области планирования, организации, регулирования, учета и контроля.
Результаты маркетинговых обоснований позволяют определить важнейшие стратегические приоритеты на основе прогноза длительных рыночных тенденций и решать многочисленные тактические задачи.
Современная концепция маркетинга — это концепция ориентации любой деятельности на потребителя.
Эта концепция подразумевает осуществление следующих основных функций в сфере управления недвижимостью:
— комплексное изучение рынка, особенно изменений в области личных и общественных потребностей;
— применение полученных знаний о рынке для разработки новых проектов нужных удовлетворить новые или старые потребности, но полнее, лучше и эффективнее, чем существующие;
— использование знаний о рынке для организации строительства и продажи (перепродажи, сдачи в аренду) объекта и для достижения наибольшего коммерческого эффекта от реализации проекта.
Важно при создании проекта наилучшим образом использовать исследования рынка, чтобы: не упустить существующие возможности рынка; не допустить ошибку в определении местоположения объекта; адекватно оценить рынок; оперативно оценить результат.
Условно, если вы сэкономили 1 доллар на стадии маркетинговых исследований, то ваши потери на стадии разработки проекта составят 10 долларов, на стадии строительства — 100, на стадии эксплуатации — 1000 долларов .
Отметим проблемы, которые решают субъекты управления: покупатель недвижимости, работник муниципалитета и продавец или застройщик.
Покупатель ищет ответы на следующие основные вопросы:
— достаточно ли широк выбор объектов недвижимости;
— обладает ли какой-нибудь из них нужными покупателю характеристиками;
— устраивает ли цена объекта;
— выглядит ли продавец (агент) располагающим к себе и честным;
— ‘есть ли гарантия конфиденциальности и существует ли надежная система защиты прав на приобретаемый объект недвижимости в собственность.
Продавцу нужно разрешить следующие проблемы:
— каких характеристик ждут покупатели от объекта;
— какие группы потребителей и какие именно нужды необходимо удовлетворить;
— какими должны быть параметры и цена объекта;
— какую гарантию и какое обслуживание следует предложить покупателю;
— услугами каких агентств или лиц (информационное агентство, риэлтерское агентство, частный маклер) следует воспользоваться;
— какие меры в области рекламы и взаимодействия с покупателем могли бы способствовать продаже объекта.
Работника муниципалитета как законодателя по охране интересов граждан и общества в целом волнуют следующие проблемы:
— безопасен и надежен ли предлагаемый объект для проживания, отдыха или работы граждан;
— оформлено ли право собственности на объект недвижимости в соответствии с законом, существующим порядком, установленным местными органами;
— не наносит ли объект вред окружающей среде;
— точно ли описывает продавец (застройщик) характеристики объекта в документах.
Маркетинг является подфункцией функции планирования системы управления недвижимостью. Любой вопрос маркетинга должен решаться с применением общепринятых функций управления. Цикл управления маркетингом включает: планирование маркетинга; организацию процесса маркетинга; учет и контроль; мотивацию; регулирование; обеспечение.